Фотограф Вадим Данилов (@europa_endlos) рассказывает об образцах русского модернизма. Видение автора помогает пересмотреть отношение к уродливо-прекрасным зданиям и, наконец, полюбить это направление в архитектуре! Предлагаем читателям погрузиться в мир брутализма и взглянуть по-новому на советские постройки глазами истинного поклонника фантастического и недооцененного модернизма. О знаковых зданиях эпохи рассказываем сам автор блога в Instagram (запрещенная в России экстремистская организация) Вадим Данилов.

«Первый (и последний?) бруталистский небоскреб Подмосковья в Балашихе родился как переработанная версия высоток из генплана Набережных Челнов (1976)».

«До этапа реализации дошел только в девяностые годы и строился практически все десятилетие».
«МДЦМП Марьино — традиционно жуткая аббревиатура, за которой прячется многофункциональный центр малого предпринимательства. Не самое выдающееся строение 2005 года с фантастическим хаотично-ступенчатым планом, которое попеременно заставляет думать о конструктивизме и модернистских экспериментах и навевает мысли о знаменитой косовской библиотеке!» (прим.ред — Национальная библиотека Косова, 1944).
«Чеховский исполком ощущается как еще одна позднесоветская попытка в постмодернизм, совсем редкая для такого рода административных зданий. Круглое окно сбоку и сочетание объемов будто бы отсылают к конструктивизму, а вместо традиционно брутального фасада появляются округлые формы».
Дворец бракосочетаний в Белгороде по проекту архитектора Владимира Вишневского. «В стилистике окон можно при желании уловить отсылки к древнерусскому зодчеству, а у меня лично они вызывают восточные ассоциации».
«Здание информационно-вычислительного и статистического центра построено в середине восьмидесятых — последняя советская постройка на Соборной площади Белгорода и один из немногих запоминающихся образцов локального совмода».
«Вывшая фабрика обуви на Кантемировской вполне бы могла стать локальной иконой брутализма, но десятилетия совмода, наверное, повлияли на обыденность ее восприятия».
«Эта торговая и библиотечная постройка из типовых элементов обладает таким динамичным объемом не просто так: когда-то она рифмовалась с диагональным стеклянным фойе кинотеатра «Саяны» и была частью архитектурного ансамбля общественного пространства, который завершал перспективу улицы Молостовых (Ивановское)».
«В конце Благовещенского переулка скрывается огромное в соотношении с окружающей застройкой, но странным образом остающееся довольно незаметным здание. Эта громада без единой таблички и вывески относительно ее принадлежности оказывается, на секундочку, столовой(!) военного университета. Эти странные сочетания форм 1989 года постройки можно отнести к некой переходной стадии между советским брутализмом и постмодернизмом».
«Шестой павильон «Ленэкспо» архитекторов Фрайфельда и Седакова, пожалуй, единственное действительно запоминающееся здание на территории комплекса, построенное на закате совмода в 90-м году. Хотя многие детали огромного павильона еще подчинены модернистской парадигме (попробуйте мысленно лишить павильон очевидно декоративных элементов), отчетливо проявляется еще советский, но постмодернизм».
«Совершенно случайно обнаруженная одна из знаковых построек минского модернизма — громада НИИ ЭВМ с хардкорным брутализмом во многих деталях — когда-то фирменный стиль архитектора Юрия Григорьева».
«Один из любимых вестибюлей московского метро — забытый шедевр брутализма станции Орехово. Архитектор Лев Попов исповедовал авангардистский подход, не слишком востребованный позднесоветской метроархитектурой — Орехово можно назвать одной из наиболее ярких его построек, выделяющейся на юге Москвы, как своей необычной формой, так и масштабом: все соседние станции замоскворецкой линии снабжены лишь типовыми минималистичными входами. Увы, сейчас вестибюль переживает нелегкую судьбу: бетон был покрашен в белый цвет, в т.ч. закрашена была и оригинальная надпись с названием станции, а судьба разобранной во время ремонта уникальной люстры внутри остается неизвестной».
«Вычислительный центр ЮВЖД (Воронеж) скрыт в тупике возле ликеро-водочного завода, соседствует с местностью под характерным названием «пьяные дворы» и имеет вполне типичную для своего функционала архитектуру».
«Про нижегородскую архитектурную школу не слышал только ленивый, а здание, где она рождалась, само стало манифестом отечественного постмодернизма — строительство третьего корпуса проектного института было утверждено по небывало свободному для своего времени (1983 год!) проекту с огромной колонной в белой рамке».