- Владимир Ионович Плоткин в 1980 году окончил архитектурный факультет Белорусского политехнического института. В 1987 году совместно с Семеном Ламдоном основал кооператив «Резерв».
- Сегодня «Творческое производственное объединение «Резерв» — одно из самых авторитетных и узнаваемых московских бюро, включает в себя четыре архитектурных мастерских и мастерскую дизайна, всего в компании работает около 200 человек.
- Работы ТПО «Резерв» отмечены громкими международными премиями и дипломами.
- Главное достижение 2018 года — открытие Московского концертного зала «Зарядье».
ЕLLЕ DЕСОRАТIОN: Владимир Ионович, список ваших регалий не уместится ни в одну статью. Заслуженный Архитектор РФ, профессор Международной академии архитектуры, член — корреспондент РААСН, член правления МОСА, «Архитектор года»... Однако так близко к Кремлю вы еще не строили. Расскажите, как повлияла история места на архитектуру концертного зала «Зарядье»?
Владимир Плоткин: Повлияли прежде всего географические особенности участка. Концертный зал «Зарядье» расположен не просто в самом центре города, но на сложном участке с очень активным рельефом и сильным уклоном в сторону Москвы-реки. Чтобы обыграть этот момент, мы расположили вход в фойе и в главный зал на уровне верхних рядов амфитеатра. В результате зал полностью раскрывается перед зрителями, которые сразу от входа видят его с необычного для подобных сооружений ракурса — сверху вниз. При этом фойе следует природному уклону участка, продолжает его, следуя идее единства архитектуры и ландшафта.
«Зал полностью раскрывается зрителям, которые сразу от входа видят его с необычного ракурса — сверху вниз»
ЕLLЕ DЕСОRАТIОN: Владимир Ионович, можете описать главную архитектурную идею проекта?
Владимир Плоткин: Ключевым моментом стала идея максимально открытого, «текучего» пространства, неразрывно связанного с парком. Пространства, внутри которого зритель находится в постоянном контакте с парком вплоть до того момента, пока не попадает в зал. К слову, одну из стен главного зала предполагалось тоже сделать стеклянной — чтобы снаружи можно было наблюдать происходящее в зале. Однако в процессе работ от этой идеи пришлось отказаться.
«Посетитель филармонии находится в постоянном контакте с парком. До тех пор, пока не попадает в зал»
ЕLLЕ DЕСОRАТIОN: Что определило облик фасада?
Владимир Плоткин: Это скорее «фасад-интерьер». Идея сама по себе не нова, просто здесь она естественна и уместна. Здание примыкает к парку и полностью воспринимается только со стороны Китайгородской стены. Поэтому идея связи внешнего и внутреннего пространства оказалась весьма логичной: пластика интерьера фойе, которая просматривается через прозрачную завесу витража со стороны Китайгородской стены, фактически и является фасадом. Наиболее отчетливо это видно в вечерние часы, когда проходят концерты, и фойе освещено.
«Можно сказать, мы делали не отдельно стоящее здание, а встроенное сооружение»
ЕLLЕ DЕСОRАТIОN: В чем особенность проектирования именно концертного сооружения?
Владимир Плоткин: Это первый зрелищный объект такого уровня, выполненный нашим бюро. Важнейшей задачей было обеспечить безупречную работу главной функции — музыкальной акустики. В этом смысле концертный зал «Зарядье» стал для нас уникальным опытом, потребовавшим погружения в тонкости акустических условий в сотрудничестве с высококлассными специалистами в этой области. И, конечно, совмещение художественной, архитектурной стороны с этими условиями — это и было главной особенностью работы. Кстати, нельзя забывать, что в здании помимо торжественного главного зала есть еще репетиционный, более жесткий по архитектуре, который является продуктом не менее тонких расчетов и эстетических поисков. Характер поверхностей, выбор материалов, поиск рисунка микрорельефа — это ключевые темы в музыкальном объекте. Такой объект в идеале должен стать красивым, хорошо работающим инструментом — надеюсь, что нам удалось этого достичь.
ЕLLЕ DЕСОRАТIОN: Судя по отзывам первых посетителей концертного зала, вам удалось достигнуть всего, что вы хотели. Но подобные победы не даются легко. Что было самым сложным?
Владимир Плоткин: Наверное, самым сложным была координация всех работ. Концертный зал «Зарядье» и парк «Зарядье» очень тесно связаны между собой. Можно сказать, мы делали не отдельно стоящее здание, а встроенное сооружение. Проектирование ландшафта — это непрерывная корректировка уровней. А когда эта корректировка напрямую влияет на архитектуру зрительного зала, которая, в свою очередь, жестко связана с акустикой, получается достаточно напряженный проектный процесс.
ЕLLЕ DЕСОRАТIОN: Чем вы особенно гордитесь?
Владимир Плоткин: Горжусь тем, что удалось создать в самом центре Москвы серьезный общественный объект, где будет приятно находиться и слушать музыку.
Авторский коллектив проекта Московский концертный зал «Зарядье» ТПО «Резерв»: Руководители авторского коллектива — С.Кузнецов, В.Плоткин; архитекторы — С.Гусарев, А.Травкин, А.Пономарев, Ю.Фадеев; С.Алексанин, А.Гаврюшина, Д.Галлямова, К.Диас Москера Клео, С.Дудукин, Р.Князев, Е.Ковшель, А.Кузнецов, Ю.Литвиненко, М.Малеин, Д.Масаков, Е.Михайлова, А.Орехова, А.Раменский, Е.Солонкина, Е.Шорникова; 3D-визуализация, фасадные и интерьерные решения: Д.Чернов, Д.Кириллова, П.Назарова, М.Фунтикова, Н. Чехун, Р. Шумаев, www.reserve.ru