Москва не сразу строилась и очень много раз перестраивалась. Одной из важных градостроительных инициатив было расширение магистралей, из-за чего под снос попадали сотни зданий. Некоторые из них решили сохранить очень необычным способом. Советские инженеры во главе с инженером Эммануилом Менделевичем Генделем, разработали технологии, позволяющие передвигать на новое место дома весом в несколько тысяч тонн — да еще и со всеми жильцами! Этим занималась специальная организация, которую возглавлял Гендель — «Трест по передвижке и разборке зданий», а работали в нем, в основном, метростроевцы с большим опытом строительных работ.
Дом срезали по фундаменту, укрепляли, приподнимали домкратами и затем двигали на рельсах. На это время никого не выселяли, а здание не отключали ни от водопровода, ни от канализации, ни от электроснабжения — так и двигали вместе с людьми и со всеми подключенными коммуникациями, которые на время «переезда» переводились на гибкие резиновые трубы. Это и сейчас выглядит, как чудо, а для того времени просто казалось фантастикой!
Вот так описывала этот процесс Агния Барто в детском стихотворении «Дом переехал»:
«Сёма бросился к соседям,
А соседи говорят:
— Мы все время, Сёма, едем,
Едем десять дней подряд.
Тихо едут стены эти,
И не бьются зеркала,
Едут вазочки в буфете,
Лампа в комнате цела…»
Сам переезд занимал немного времени (рекорд — 41 минута!), а вот подготовка была основательной — от полугода до года. Это было непросто, но результат — сохранение редких архитектурных ансамблей — того стоил. Всего таким образом в Москве переехало порядка 80 зданий, но мы остановимся на самых интересных случаях.
Здание Моссовета (Тверская, 13)
При реконструкции улицы Горького (нынешняя Тверская) было разрушено и уничтожено немало старых зданий — ведь масштабы работ были огромными. Улицу требовалось расширить с дореволюционных 18 до 55 метров! Однако многие дома все же сохранили и передвинули, чтобы они не мешали работам. Именно поэтому в нашей подборке так много примеров из этого района.
Один из них — Здание Моссовета в доме №13, где сейчас расположена мэрия. Немногие работающие в нем чиновники знают, что величественных дом с колоннами, построенный по проекту Матвея Казакова, когда-то стоял на другом месте. Переезд (вместе с подвалами) состоялся в 1949 году, причем длился он менее часа: всего за 41 минут здание весом 20 тыс. тонн передвинули на 13,5 метров, что стало самой быстрой передвижкой домов в истории! Примечательно, что сотрудники на это время здание не покидали и работу свою не бросали.
Жилой дом на Осипенко (Садовническая, 77/1)
Этот дом некогда Г-образной формы мешал реконструкции Краснохолмского моста, и в 1937 было решено его подвинуть. Ломать здание не стали — ведь оно было достаточно новым. В итоге его разделили на две части, одну оставили на месте, а вторую переместили да еще и развернули на 18 градусов. Между двумя корпусами, прежде бывшими единым целым, позже построили еще одно шестиэтажное здание.
Спустя 30 лет, уже в конце 1960-х, здесь прогремел взрыв (точная причина так и не была установлена), разрушивший «перемычку» и часть первого корпуса. Но остальная часть дома стоит и по сей день — точно там же, точно так же. Говорят, в подвалах можно до сих пор обнаружить рельсы, резиновые трубы и другие артефакты, напоминающие о славном прошлом.
Московская глазная больница (Мамоновский переулок, 7)
Сложнейшей технической задачей стал перенос глазной клиники в Мамоновском переулке. В 1940 году здание не просто передвинули вглубь переулка, но и повернули на 90 градусов. И-за этого его главный фасад, смотревший на улицу Горького, теперь выходит на маленький переулок. Кроме того, из-за разницы в уровне грунта пришлось достроить зданию первый этаж — теперь оно четырехэтажное. Что самое удивительное — во время переезда врачи не прекращали проводить операции!
Жилой дом на Серафимовича (Серафимовича, 5/6)
В 1937 году произошел ночной «переезд» еще одного дома, который также мешал постройке моста, но уже другого — Большого Каменного. Как и в случае с жилым домом на Осипенко, ломать его не стали, поскольку он был построен всего 8 лет назад, а решили двигать. Кстати, именно эта история легла в основу того самого детского стихотворения Агнии Барто, которое мы цитировали в начале.
Сложность состояла еще и в том, что дом требовалось не только переместить на новое место, но и поднять вверх на два метра. Согласно городским легендам, это было сделано настолько аккуратно, что в одной из комнат дома не развалилась даже детская башня из кубиков! Впрочем, эту же байку приписывают переносу другого дома — Саввинского подворья, о котором мы расскажем чуть ниже.
Саввинское подворье на Тверской (Тверская, 6/6)
Одно из самых красивых зданий старой Москвы — Саввинское подворье — было построено в 1905 году по проекту архитектора Ивана Кузнецова в неорусском стиле. При реконструкции улицы Горького в 1938–1940 гг. его пожалели и передвинули на целых 40 метров в глубину квартала и водрузили на новые фундаменты. 23 тысячи тонн — вы только представьте себе такую махину! Несмотря на масштабы, перенос прошел благополучно и в течение одной ночи 4 ноября 1939 года — да так аккуратно, что спящие внутри даже ничего не заподозрили до самого утра!
МХТ имени Чехова (Камергерский пер, 3)
Один из последний переносов московских зданий датировано 1983 годом. Речь идет о МХТ им. Чехова в Камергерском переулке. Если быть точными, его не столько передвинули, сколько раздвинули: здание разрезали, чтобы увеличить сцену и модернизировать ее. В итоге сцену сначала отодвинули на 24 метра, отделив от фундамента и стен, а затем вернули обратно на 12 метров. На этом проекте эпоха масштабных перемещений домов в Москве завершилась.
Дом Сытина на Тверской (Тверская, 18Б)
В 1979 году корреспонденты, журналисты и репортеры газеты «Труд», располагавшейся в доме Сытина на улице Горького (ныне Тверской) «в прямом эфире» наблюдали за переездом собственной редакции на 30 метров вглубь улицы.
«Стрелки на приборах показали усилие 170 тонн. Мощные блестящие цилиндры четырёх домкратов упёрлись в стальные балки, на которых покоился готовый к передвижке дом, и он медленно покатился по рельсам вдоль главной улицы Москвы. Со скоростью секундной стрелки вращались толстые стальные катки, и почти незаметно глазу махина здания уплывала в сторону площади Маяковского», — писали сотрудники в репортаже, посвященном этому событию.