Главная площадь поместья. Лестница ведет в залы «Музея д’Аннунцио — героя», проект которого поэт, желая увековечить свои подвиги в Первой мировой войне, разработал еще при жизни.
Главная площадь поместья. Лестница ведет в залы «Музея д’Аннунцио — героя», проект которого поэт, желая увековечить свои подвиги в Первой мировой войне, разработал еще при жизни.
Фото
Массимо Листри (Massimo Listri)
Дом-легенда: как выглядит вилла поэта и политика Габриэле д'Аннунцио
Фото
Rue des Archives/PVDE

На берегу озера Гарда возвышается гигантская цитадель. Ее белые стены ощетинились пушками времен Первой мировой войны, перед входом доживает свой век торпедный катер, а с ограды сада грозно смотрят каменные орлы. Это Vittoriale degli Italiani (в переводе что-то вроде «Храм итальянского народа») — последняя резиденция одного из самых ярких персонажей XX столетия, Габриэле д’Аннунцио (Gabriele D'Annunzio). Он жил тут с 1922 по 1938 год, отправленный в почетную ссылку своим соперником Муссолини: тот завидовал размаху начинаний поэта-трибуна и силе народной любви, в которой купался д’Аннунцио.

Ограда фруктового сада досталась хозяину вместе с поместьем. Скульптуры орлов работы Джанкарло Марони были приобретены в 1926 году.
Ограда фруктового сада досталась хозяину вместе с поместьем. Скульптуры орлов работы Джанкарло Марони были приобретены в 1926 году.
Фото
Giovanni Vanoglio

Поэт называл свою резиденцию «островом Эльба, на который позволили взять все самое дорогое». В число таких вещей входил даже самолет, на котором Габриэле научился летать в 50 лет и успел отличиться в сражениях Первой мировой войны. Нашлось в усадьбе место и для катера, на котором д’Аннунцио после окончания войны пиратствовал под флагом просуществовавшего два с половиной года города-государства Фиуме.

Библиотека, известная как «Комната с глобусом». На полке барельеф с имперским орлом, на нем — погребальная маска Наполеона и его личная печать.
Библиотека, известная как «Комната с глобусом». На полке барельеф с имперским орлом, на нем — погребальная маска Наполеона и его личная печать.
Фото
Массимо Листри (Massimo Listri)
Кабинет д’Аннунцио. На рабочем столе — гипсовая голова Элеоноры Дузе, которую поэт считал своей музой. Автор — Арриго Минерби, 1926 год.
Кабинет д’Аннунцио. На рабочем столе — гипсовая голова Элеоноры Дузе, которую поэт считал своей музой. Автор — Арриго Минерби, 1926 год.
Фото
Массимо Листри (Massimo Listri)

Д’Аннунцио наводнил усадьбу имперской символикой и построил подобие античного амфитеатра для выступлений перед восхищенной толпой

«Синяя ванная комната». Стены украшают образцы персидской керамики. В верхней части — фоторепродукции фресок Сикстинской капеллы работы Микеланджело.
«Синяя ванная комната». Стены украшают образцы персидской керамики. В верхней части — фоторепродукции фресок Сикстинской капеллы работы Микеланджело.
Фото
Массимо Листри (Massimo Listri)

В особняке, конфискованном режимом Муссолини у дальних родственников Рихарда Вагнера, д’Аннунцио завел особые порядки. Посетителей встречала латинская надпись над входом в холл: «Я — Габриэле, которого боги выбрали между моих крылатых братьев». Все полутемные комнаты Vittoriale — к старости у хозяина развилась светобоязнь — были заполнены книгами, антиквариатом и одеждой, которую д’Аннунцио с энтузиазмом изобретал для себя и своих многочисленных любовниц.

Спальня, известная как «Комната Леды». На кровати персидское шелковое покрывало — подарок бывшей жены поэта, Марии ди Галлезе.
Спальня, известная как «Комната Леды». На кровати персидское шелковое покрывало — подарок бывшей жены поэта, Марии ди Галлезе.
Фото
Массимо Листри (Massimo Listri)

Самолет занимал почетное место в приемной для нежеланных гостей — именно там вынужден был дожидаться «радушного» хозяина Муссолини во время своего визита в усадьбу в 1925 году. «Желанные» посетители сразу отправлялись в римские термы, которые отделяли «официальную часть» дома от спален. Д’Аннунцио наводнил усадьбу имперской символикой и даже построил там нечто вроде античного амфитеатра, намереваясь с его сцены вещать восхищенной толпе. Но чем старше он становился, тем меньше прислушивались к его анархическим призывам и реже собирался кворум.

Фрагмент «Комнаты с глобусом». На стене в нише — ксилографический портрет Данте Алигьери, работа Адольфо де Каролиса, 1920 год.
Фрагмент «Комнаты с глобусом». На стене в нише — ксилографический портрет Данте Алигьери, работа Адольфо де Каролиса, 1920 год
Фото
Массимо Листри (Massimo Listri)

Габриэле объявил себя его вождем-дуче и требовал, чтобы его приветствовали жестом римских легионеров. За это он предложил населению, состоявшему наполовину из декадентов всех мастей, а наполовину из отпетых националистов, конституцию в стихах, долю награбленного в море и ночные симфонические концерты на площади. Когда затея с опереточной республикой провалилась, неунывающий авантюрист вернулся в Рим, но после покушения на его жизнь (неизвестный вытолкнул поэта из окна) был вынужден удалиться в Vittoriale.

Кухня поместья лишь недавно была открыта для публики. В шкафах — посуда и утварь, сохранившиеся со времен д’Аннунцио.
Кухня поместья лишь недавно была открыта для публики. В шкафах — посуда и утварь, сохранившиеся со времен д’Аннунцио.
Фото
Массимо Листри (Massimo Listri)

Поэт называл свою резиденцию «островом Эльба, на который позволили взять все самое дорогое»

Столовая. В нише — бюст Антиноя работы неизвестного автора. У стены — «Сатир, преследующий нимфу», бронза, скульп-тор Ла Фейгерос, 1925 год.
Столовая. В нише — бюст Антиноя работы неизвестного автора. У стены — «Сатир, преследующий нимфу», бронза, скульп-тор Ла Фейгерос, 1925 год.
Фото
Массимо Листри (Massimo Listri)

В последние годы жизни д’Аннунцио практически не покидает своего убежища, не принимает посетителей и почти ничего не пишет. 1 марта 1938 года смерть настигает поэта на его ложе в форме надгробного камня. Впрочем, по слухам, последняя возлюбленная покинула его всего за четыре часа до этого. Сейчас Vittoriale остается памятником не столько человеку, сколько невероятной эпохе, когда за поэтом и авантюристом могла пойти целая армия, а сильная харизма — изменить мир. Пусть даже и в отдельно взятом особняке. www.vittoriale.it

Гардеробная. В шкафу до сих пор хранятся салфетки и полотенца, принадлежавшие д’Аннунцио.
Гардеробная. В шкафу до сих пор хранятся салфетки и полотенца, принадлежавшие д’Аннунцио.
Фото
Массимо Листри (Massimo Listri)