История династии Камондо интересна и, увы, трагична. В конце XV века испанские евреи бежали в Оттоманскую империю. В начале века XIX их потомки, братья Исаак и Абрахам-Соломон смогли открыть в Стамбуле банк. Бизнес был успешным, и братья занимались благотворительностью. Итальянский король наградил братьев Камондо гражданством Италии и графскими титулами. В 1869 они переехали в Париж и купили участок на улице Монсо, где построили первый дом.
Представитель следующего поколения, Исаак, начал коллекционировать произведения искусства и предметы роскоши. После смерти Исаака в 1911 году его дело продолжил двоюродный брат Моисей, тоже увлеченный коллекционированием. Но особняк пришлось сильно перестроить.
Архитектор Рене Сержент построил дворец, похожий на Малый Трианон в парке Версаля, но добавил в антураж XVIII века самые последние технические новинки начала XX столетия. На первом этаже находилась огромная кухня, на втором — залы и гостиные, на третьем — жилые комнаты членов семьи. С обратной стороны здания находятся два крыла, большая ротонда и выход в парк.
В 1917 году на войне погиб сын Моисея, Ниссим. Позже Моисей де Камондо написал завещание, по которому после его собственной смерти особняк стоит превратить в музей. Он попросил назвать этот музей именем, которое носил и его сын, и его отец — Ниссим де Камондо. Дочь Моисея, Беатрис Рейнах открыла Музей в 1936 году. Но вскоре в Париж пришли фашисты, Беатрис с мужем и детьми были отправлены в Освенцим, где и погибли в 1943-м.
Музей же смог сохранить все интерьеры и экспонаты, и только в 2024 году закрылся на ремонт. До последнего момента посетители могли посещать особняк семьи де Камондо и погружаться в атмосферу богатого частного жилища XVIII века. В соответствии с завещанием, все интерьеры были оставлены в изначальном виде, без изменений. Желая сохранить память об отце и сыне, Моисей де Камондо, сам того не зная, создал еще и памятник семье своей дочери.
Мраморная лестница особняка с балюстрадами ведет в грандиозные залы, где стоят редкие японские вазы, скульптуры, посуда из фарфора, на стенах висят картины и гобелены, повсюду старинная мебель с роскошной драпировкой. Среди прочих предметов роскоши в Музее находится даже серебряный сервиз 1770 года, заказанный императрицей Екатериной II для своего фаворита Григория Орлова.
В завещании Камондо просил не только не перемещать предметы, но и не добавлять в экспозицию ничего нового. Однако в 2021 году в Музее впервые состоялась выставка современного художника, и им стал Эдмунд де Вааль. Он создал из фарфора листы-письма и золотом нанес на них строчки, обращенные к Моисею де Камондо.
Сам Вааль является потомком династии Эфрусси, еврейских банкиров родом из Одессы. Обнаружив, что его дед жил неподалеку от дома Камондо, был знаком с семьей графа и тоже интересовался искусством, Эдмунд де Вааль изучил архивы и решил создать свой творческий проект. Одна его часть — это фарфоровые письма, которые были разложены на столах Музея и символизировали связь поколений. Другая — около 50 эпистолярных текстов, которые были написаны Ваалем к Камондо и выпущены отдельной книгой «Письма к Камондо». В них Вааль рассуждает об искусстве, истории, культуре, еврейском народе в целом и о двух конкретных семьях, которые были знакомы в далеком прошлом.