Дангауэровка — жилой микрорайон в старинном районе Лефортово, строительство которого начали в конце 1920-х. Название перешло от дореволюционной Дангауэровской слободы, в которой жили рабочие котельного завода Дангауэра и Кайзера (в советские годы он назывался «Компрессор»). Об архитектурных и градостроительных особенностях района рассказывает Регина Поливан, историк архитектуры, гид компании «Москва глазами инженера».
Историк архитектуры, гид компании «Москва глазами инженера»
Сайт «Москва глазами инженера»Большие планы
Дореволюционная Дангауэровка не отличалась благоустройством: рабочие жили в бараках и землянках. Близко от их жилищ проходила печально известная Владимирская дорога, по которой гнали ссыльно-каторжных. После революции старый тракт, шедший параллельно основной дороге, исчез, а саму трассу переименовали в шоссе Энтузиастов.
В 1917 году территория вошла в состав Москвы, а в годы первой пятилетки началось возведение крупного рабочего поселка. По изначальному генплану для строительства выделялась территория в 50 гектаров, где должны были поселиться 45 тысяч человек. Однако в процессе планы поменялись, и удалось осуществить меньше половины задуманного. Если бы первоначальный проект воплотился, Дангауэровка стала бы самым большим рабочим поселком в Москве.
Пожарная часть
На нечетной стороне шоссе Энтузиастов можно увидеть пожарную часть. Об ее функции напоминает каланча, которая смещена к дальнему углу и перекрыта плоской кровлей. В годы строительства в 1927–1929 годах со смотровой площадки хорошо просматривалась территория поселка, который тогда как раз начинали строить. Правда, развитие радио быстро избавило от необходимости дежурить по-старинке на каланче, и со временем между депо и Дангауэровкой выросли высокие дома. Свою функцию пожарной части здание выполняет до сих пор, а его брата-близнеца можно найти около метро «Сокол».
Девятиэтажный дом по шоссе Энтузиастов, 20
Во второй половине 1930-х концепция рабочих поселков сошла на нет. Лаконичные объемы домов больше не воспринимались как предмет гордости, и их было решено спрятать за представительным фасадом. В 1937 году на шоссе Энтузиастов был построен девятиэтажный дом с карнизами, полуколоннами, балконами с балясинами и имитацией каменной кладки на первом этаже. Однако если свернуть в арку дома, со стороны двора откроется непарадный облик, все еще сохраняющий связь с авангардным окружением.
Бывший рабочий клуб «Пролетарий»
Клуб рядом с заводом «Компрессор» строился для профсоюза металлистов в 1927–1929 годах. Конструктивистский комплекс состоит из двух корпусов: зрелищного с залом на 834 места и кружкового, где размещались кабинеты и столовая. Между собой они соединены теплым переходом. Яркий акцент башни кружкового корпуса — вертикальное ленточное остекление и угловые балконы.
Сегодня в здании размещаются офисы, но снаружи по-прежнему хорошо ощутима эстетика авангарда с ее стремлением к лаконичности и функциональности
Дом по адресу ул. Пруд-Ключики, 5
Длинный пятиэтажный дом тянется вдоль Нового сквера и замыкает микрорайон с восточной стороны. Дома в рабочих поселках часто строили протяженными, чтобы поселить в них как можно больше людей. Квартиры в основном были коммунальными, некоторые продолжают быть таковыми и сегодня.
Динамику корпусу придают смещенные секции, особый ритм асимметричных балконов и шестиэтажный торец с выступами-ризалитами. Стоит присмотреться к угловым окнам: рядом с оконными проемами можно увидеть рельефный выемки. Так делали для создания цветовых акцентов: дома обычно не штукатурили, а оставляли краснокирпичными. Штукатуркой светлого цвета покрывали выемки, чтобы визуально удлинить окна и получить цветовой контраст.
Бывшая школа
Сегодня в здании по адресу ул. Авиамоторная, 26 находится НИИ «Интеграл», но в 1930-х оно строилось как типовая школа. Даниил Фридман проектировал ее в годы, когда на смену авангарду пришел постконструктивизм. Получилась геометризованная классика: есть колонные портики, но колонны квадратного сечения и без капителей; считываются лаконичные объемы, но появляются карнизы и наличники; окна напоминают об идеях ленточного остекления, но между ними есть простенки.
Дом по адресу ул. Авиамоторная, 22/12
Самый эффектный дом Дангауэровки выходит на оживленный перекресток. Угловая секция сдвинута на 45 градусов, ее оформляют треугольные балконы. В нижней части балконов располагаются квадратные водостоки, которые напоминают классический карниз с «сухариками». Торцевая часть дома оформлена лоджиями и цилиндрическим эркером.
Первый этаж нежилой, здесь всегда находились социально-бытовые помещения: магазин, аптека, ателье. Кстати, изначально во многих домах рабочего поселка первые этажи были отданы под залы для собраний, ясли, столовые и т.д.
Американские дома
Двух домов сложной S-образной формы не было на первом генплане Дангауэровки. Их построили в рамках совместного советско-американского проекта. За архитектурный облик отвечал архитектор Михаил Мотылев (он же — главный архитектор всего микрорайона), строительством занималась компания «Лонгэкр и К» из США. Въезд во двор отмечен шестиэтажными секциями, а в центре двора установлен памятник Ленину.
Гараж Госплана
Оказавшись в Дангауэровке, обязательно стоит прогуляться до гаража Госплана — одного из четырех гаражей, созданных в Москве архитектором Константином Мельниковым. Постройка находится за пределами Дангауэровки, но как и некоторые здания внутри поселка тоже отражает переходный этап архитектуры 1930-х. Мельников отвечал здесь за оформление фасада и сделал его выразительным за счет огромного окна, похожего на фару автомобиля. Фасад конторского корпуса пронизывают вертикальные желобки, напоминающие каннелюры колонны, а еще — радиатор машины.
MyDecor представляет дизайнерский гид по городам и интересным местам России. Карта будет постоянно дополняться новыми городами и локациями. Следите за обновлениями в соцсетях проекта в Телеграм и ВК!