До 10 апреля в фонде Ruarts проходит выставочный проект «Разрез» с инсталляциями художников Матвея Шапиро и Алексея Луки. В его основу легло историческое и культурное исследование усадьбы доктора медицины В. Ф. Снегирева, построенной архитектором Романом Клейном. ELLE DECORATION составил список из девяти выражений, которые помогут не только лучше понять выставку, но и заговорить с любым реставратором.
КРОКИ
Кроки — чертеж участка местности, объектов, выполненный при глазомерной съемке. Применяется при обследовании реставрируемого объекта. Это основной документ натурной (полевой) стадии работ, он является важной составляющей всего комплекта документации по архитектурному сооружению.
ЭКСТЕРЬЕР
Экстерьер — это особенности художественного оформления внешнего облика любого архитектурного объекта. Проще говоря, экстерьер — это внешний вид постройки, который призван обеспечивать человеку максимально приятное эстетическое восприятие. В основе понятия «дизайн экстерьера» лежит идея художественного восприятия мира человеком через совершенство архитектурных форм.
Если рассматривать изменения архитектурного облика построек за всю историю существования человечества на Земле, можно понять, что экстерьер зданий тоже не является постоянным. Отдельные детали экстерьера являются типичными исключительно для определенной территории или временного отрезка.
ФАСАД
Фасад (фр. facade; ит. facciata, от faccia — лицо) — внешняя сторона, внешний вид, вертикальная поверхность здания или его части. Различают фасады: главный, боковые и задний, уличный, дворовый, садовый. Реставрация фасадов зданий — это комплекс работ, основной целью которых является восстановление их внешнего вида и эксплуатационных характеристик. Подобные мероприятия позволяют продлить срок службы объектов, сохранить их архитектурную и историческую ценность. Одна из главных задач при обновлении строений — сохранение особого художественного стиля постройки и замысла ее автора.
АТРИБУЦИЯ
Атрибуция — лат. аttributio, установление автора художественного произведения или времени и места создания памятника истории и культуры. Атрибуция традиционно опирается на интуицию и эмпирические знания специалиста. С конца XIX века атрибуция базируется также на научном стилистическом и иконографическом анализе, результатах химических и физических исследований (макросъемка и микросъемка, рентгенография, фотографирование в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах и т. д.). Атрибуция — важная часть реставрации, художественной экспертизы и музейного дела.
ЛЕПНИНА
Лепнина — рельефные украшения на фасадах и в интерьерах зданий, отлитые в специальных формах из гипса, извести или бетона. Лепнина была особо популярна в Древней Греции и Риме и позже часто применялась в эпоху Возрождения. Считается, что лепнина чаще является частью именно исторических зданий, однако, она также широко используется в современных интерьерах.
КОНСЕРВАЦИЯ
Чтобы не утратить памятник в ожидании его полноценной реставрации, объекты часто подвергают консервации. Она включает периодический ремонт, не затрагивающий основной структуры и особенностей здания, которые и придают ему историческую и культурную ценность.
Консервация (от лат. conservatio — сохранение, сбережение) — совокупность мер, обеспечивающих максимальную сохранность зданий, сооружений, художественных произведений. Разработкой научно обоснованных методов консервации занимаются специальные институты, лаборатории и реставрационные мастерские.
РЕСТАВРАЦИОННЫЙ ДНЕВНИК
В течение всего цикла реставратор записывает свои действия в дневник, по которому потом составляют паспорт произведения, или отчет. Вообще, различная документация — неотъемлемая часть реставрации, так как реставратор — не свободный художник, а исследователь.
Научная реставрация видит в памятнике не только произведение искусства, но и исторический документ. Поэтому, даже если первоначальный авторский слой раскрывается полностью без сохранения позднейших записей, важно зафиксировать все этапы существования памятника. Это делается с помощью описания, фотосъемки и схем-картограмм.
АНСАМБЛЬ
Ансамбль — это функционально связанная совокупность зданий и прилегающей среды, приведенная к единству и получившая определенный художественный облик. Архитектурный ансамбль, в такой же мере как отдельное здание и его интерьер, является архитектурным произведением и объектом творческого труда архитектора.
Различают ансамбли городские, загородные и парковые. Архитектура в них в большей или меньшей степени всегда сочетается с природой, которая также становится объектом архитектурной композиции.
БУЧАРДА
Бучарда (фр. boucharde) — инструмент реставратора: металлический молоток, имеющий две ударные поверхности, которые покрыты зубцами. Употребляется при обработке твердых пород камня и высекании крупных скульптурных произведений. Бучарда придает поверхности камня живописную шероховатость.