Дворец труда, 1922—1923
Конкурс на проект Дворца труда был объявлен в 1922 году и завершился 5 февраля 1923 года. В нем принимали участие 47 проектов, жюри возглавлял А.В. Щусев. Здание призвано было объединить в себе функции музея, гостиницы на 300 номеров, Дома культуры, Дома Советов, театра и городского комитета партии.
Среди обязательных требований — большой зал на 8 тыс. человек и малый зал на 2,5 тыс. человек. В башнях Дворца (если таковые будут) планировалось разместить обсерватории и радиостанции, а на крыше обустроить площадки для аэропланов.
Дворец труда должен был занять почетное место в самом сердце столицы — между площадью Революции и Театральной, Охотным рядом и Тверской. Но, как и многие утопии советского времени, проект не был реализован. А в 1933 году на этом месте началось строительство гостиницы «Москва». Окончательно от идеи возведения Дворца труда отказались после войны.
Горизонтальные небоскребы Эль Лисицкого, 1926
Эль Лисицкий — архитектор, художник, дизайнер, крупнейшая фигура русского авангарда. Как и многие авангардисты, он грезил городами будущего, которые, должны были строиться на принципах домов-коммун. В 1926 году он опубликовал в журнале «Известия АСНОВА», редактором которого он был, свой проект горизонтального небоскреба у Никитских ворот. Всего таких небоскребов должно было быть восемь, и все они должны были стоять на восьми главных перекрестках Бульварного кольца («воротах») над проезжей частью.
Небоскребы Эль Лисицкого выглядят очень актуально даже для XXI века: каркас из стали, стены из стекла — чем не современные башни! Конструкция не мешает движению пешеходов и транспорта: все основные помещения находятся над землей и, по замыслу архитектора, предназначаются для государственных учреждений.
Проект Лисицкого слишком опережал свое время и так и остался на бумаге, но идея горизонтальных небоскребов позднее нашла свое воплощение в архитектуре. Пример такого здания можно встретить в Тбилиси — это бывшее Министерство строительства автомобильных дорог, в котором сейчас находится офис Банка Грузии.
Здание Наркомтяжпрома на Красной площади, 1932 — 1937
Тяжелая индустрия была главной и самой важно отраслью советской промышленности, а Народный комиссариат тяжпрома — самым влиятельным из всех наркомов (его возглавлял Серго Орджоникидзе). Поэтому неудивительно, что в 1930-е годы было решено построить для него отдельное здание — Дом Наркомата тяжелой промышленности — да не где-нибудь, а прямо на Красной площади (вместо ГУМа)! Одновременно планировалась масштабная реконструкция всей площади и ее расширение в сторону Китай-города.
Было проведено два конкурса (1934 и 1936 гг.), в которых принимал участие весь цвет советской архитектуры того времени: братья Веснины, Иван Леонидов, Иван Фомин, Алексей Щусев, Борис Иофан, Константин Мельников, Аркадий Мордвинов — вот лишь несколько имен из длинного списка звезд.
Все проекты предполагали нечто грандиозное — соразмерное величию советской промышленности, — но ни один замысел так и не был воплощен в жизнь. После утверждения нового генплана Москвы в 1935 году для Дома Наркомтяжпрома было выбрано новое место — в Зарядье, на берегу Москвы-реки. А в 1937 году, после смерти Орджоникидзе, проект и вовсе был заморожен.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ КИНОТЕАТР, 1936
Вход на станции метро «Площадь революции» и «Театральная» не просто так выглядит так неказисто (особенно на фоне других советских станций метро). На самом деле в 1930-е годы его планировалось встроить в грандиозное здание Государственного академического театра. Архитекторы Д.Н. Чечулин и К.К. Орлов в своем проекте предлагали объединить разностильные сооружения на Театральной площади — Большой и Малый театры, гостиницы «Метрополь» и «Москва» — с помощью цельного объема кинотеатра, не уступающего своими размерами Большому театру. Предполагалось, что зрительный зал кинотеатра будет рассчитан минимум на четыре тысячи человек! Такой масштаб красноречиво намекал бы прохожим, что важнейшим из искусств в советском государстве является кино.
Дворец Советов, 1930-е гг.
Дворец Советов — самый известный и самый масштабный нереализованный проект страны Советов. Планы по его строительству молодое советское государство лелеяло еще в 1920-е годы (впервые они были озвучены на Первом Всероссийском съезде Советов в 1922 году Кировым). Тогда же в 1920-х было предложено и место для будущего символа СССР — на берегу Москвы реки вместо Храма Христа Спасителя (который взорвали в 1931 году, готовя площадку для строительства).
За право строить главный памятник страны Советов боролись лучшие архитекторы страны — и не только: во Всесоюзном конкурсе 1931 года участвовали такие звезды мировой архитектуры, как Ле Корбюзье (Le Corbusier) и Вальтер Гропиус (Walter Gropius).
В итоге победил проект Иофана, Щуко и Гельфрейха — ступенчатая 415-метровая башня, которую венчала гигантская 100-метровая статуя Ленина. Здание Дворца Советов должно было стать самым высоким в мире — выше Эйфелевой башни (325 м) и самого высокого на тот момент американского небоскреба Эмпайр-стейт-билдинг (381 м) — и занимать территорию в 11 га. Планируемое убранство дворца поражает воображение — 650 бюстов, 19 скульптурных групп, 72 монументальные скульптуры, художественная роспись, портреты выдающихся деятелей партии.
К концу 1930-х годов был заложен фундамент здания. Для Дворца Советов была разработана особая марка стали — самая прочная из всех существовавших на тот момент в Советском Союзе. Дальнейшим работам помешала Великая Отечественная война. Металлические конструкции пошли на изготовление противотанковых ежей для обороны Москвы и железнодорожных мостов. Каркас был разобран, но идеи строительства монументального Дворца Советов еще долго занимали умы советских архитекторов.
ДВОРЕЦ СОВЕТОВ НА ЛЕНИНСКИХ ГОРАХ, 1957–1958
В середине 1950-х, когда послевоенная разруха была более-менее ликвидирована, правительство СССР вновь вернулось к идее Дворца Советов. Поскольку политика партии после смерти Сталина поменялась, в моде была борьба с архитектурными излишествами, проект Бориса Иофана стал уже неактуален, и в 1956 году были объявлены новые конкурсы (открытый и закрытый).
Изменилось и предполагаемое место строительства — второй Дворец Советов «переехал» на юго-запад столицы, в район МГУ. Он должен был быть гораздо меньше по своим размерам (36 тыс. кв. метров).
Хотя на конкурс было прислано немало оригинальных проектов (среди участников были, например, Константин Мельников и Александр Власов), ни один из них так и не был утвержден. Идея строительства Дворца Советов так никогда не была воплощена в жизнь, а на фундаменте первого здания в 1958–1960 годах был построен бассейн «Москва» — самый большой в мире открытый зимний бассейн.
Пантеон, 1953
Пантеон — «памятник вечной славы великих людей Советской страны» — планировалось возвести на Красной площади вместо Мавзолея Ленина. Постановление о нем было принято на следующий день после смерти Сталина 6 марта 1953 года. По окончании строительства туда планировалось перенести саркофаг с телами В. И. Ленина и И. В. Сталина, а также останки выдающихся деятелей Коммунистической партии и Советского государства, захороненных у Кремлевской стены, и открыть Пантеон для широких масс.
Проект, предложенный архитектором Николаем Колли, предполагал масштабную постройку площадью более 500 тыс кв. м. Если архитектура Мавзолея Ленина отсылала к древним зиккуратам — пирамидам шумеров, — то Пантеон призван был напоминать древнегреческий храм. Изнутри здание должны были украшать скульптуры, барельефы, монументальная живопись, мозаика и другие декоративные элементы, посвященные выдающимся государственным деятелям СССР.
Одной из главный проблем было выбрать место для столь монументальной усыпальницы вождей. Изначально предполагалось, что Пантеон построят на месте ГУМа, но от него отказались. В качестве альтернативы рассматривались также Софийская набережная, Исторический музей, Манежная площадь, Ленинские горы и Лужники. В итоге был утвержден вариант Колли, предполагающий масштабную реконструкцию Красной площади и ликвидацию многочисленных исторических домов в центре столицы. К счастью, он так и не был реализован. Проект был заморожен на волне борьбы Хрущева с культом личности и архитектурными излишествами.