Японский архитектор Терунобу Фудзимори (Terunobu Fujimori) строит чайные домики прямо на стволах деревьев или просто поднимает их над землей на деревянных «ножках». Кажется, что в этих «избушках» все сделано вручную: везде, где только можно, мастер использует натуральные материалы и воспевает красоту несовершенства.
За последние тридцать лет он строил примерно одно или два здания в год, и в основном это были чайные домики и павильоны для чайных церемоний. Как правило, эти постройки предназначались для частных клиентов, в том числе первый чайный домик «Исия-тэй» («Дом на одну ночь») для бывшего премьер-министра Японии Морихиро Хосокавы. «После завершения этого проекта мне впервые не хотелось с ним расставаться», — вспоминает архитектор.
«Проектируя чайный дом, вы должны создать отдельный мир, отличный от повседневной жизни. Главное — позволить ему парить над землей», — считает Терунобу Фудзимори. Как и традиционные японские чайные дома, его здания служат местом созерцания и культурных встреч, но при этом ни на что не похожи и часто нарушают все архитектурные каноны.
Архитектор построил три чайных дома на своем участке в Чино: Такасуги-ан («Слишком высокий»), Хикусуги-ан («Слишком низкий») и Соратобу доробунэ («Летающая лодка из глины»). Сегодня в мире стоит около дюжины его чайных домов, и среди них не найдется и двух одинаковых! «Из-за своей индивидуальности чайные домики несут в себе что-то человеческое. Вот почему у них такие же имена, как у людей», — отмечает Терунобу Фудзимори.
Чайный домик, построенный на острове Хомбройх в Германии, архитектор окрестил Ein Stein Haus («Каменный дом»). Идея одного камня имеет особое значение в дзен-буддизме, где этот предмет символизирует остров, вокруг которого несутся воды, обеспечивая мир и гармонию. В то же время этот проект в Германии — дань уважения немецкому физику Альберту Эйнштейну. Теперь посетители могут размышлять о собственных философских воззрениях, попивая чай и паря над миром, словно вне гравитации, пространства и времени.
В чайном домике, говорит Терунобу Фудзимори, нет ни иерархии, ни статуса. Так было в Японии на протяжении тысячелетий. Будь то самурай, купец или фермер, в пространстве чайной все сидели за одним столом и общались друг с другом на равных — архитектору нравится эта идея. Но он хочет большего — не только сблизить людей, но и приблизить их к природе. Обстановка внутри домиков предельно проста: чтобы ничто не мешало наслаждаться чаем и видами на деревья и окрестный пейзаж.