Архитектор Винсент ван Дуйсен (Vincent Van Duysen) немногословен и редко дает интервью. Мало говорит, но очень много делает. Свой принцип работы он объясняет одной фразой: жилое пространство в любой точке мира должно дарить чувство безмятежности и покоя. И все его проекты действительно именно такие. Сейчас архитектор живет между двумя странами — родной Бельгией и Италией (по приглашению семьи Мольтени он занимает пост креативного директора компании Molteni & C). Кроме того, в Португалии полным ходом идет строительство его нового дома. Нам удалось застать архитектора в студии в перерывах между разъездами.
ELLE DECORATION Вы начинали работать с постмодернистами: Альдо Чибиком, Этторе Соттсассом, а сейчас описываете свой стиль как эссенциализм, «поиск простоты». Как вы проделали этот путь?
ВИНСЕНТ ВАН ДУЙСЕН Мне кажется, подход постмодернистов и мой стиль работы на самом деле не так уж далеки друг от друга. Постмодерн, в том числе творчество Чибика и Соттсасса, базируется на простых, смелых линиях и формах — и мощной цветовой гамме. Я тоже использую чистые формы, но избегаю интенсивных цветов — отдаю предпочтение спокойным, нейтральным оттенкам.
ELLE DECORATION То есть цвет для вас значит меньше, чем форма?
Цвет для меня важен, просто я отвожу ему специфическую роль. Мне нравится использовать приглушенные, землистые тона: по настроению они близки к природе.
ELLE DECORATION Как бы вы определили свою философию архитектуры и дизайна?
Я стремлюсь создавать пространства, устойчивые к течению времени. Такие, которые дают ощущение постоянства, не подстраиваются ни под какой стиль или тренды, а потому не способны потерять актуальность. Они должны источать безмятежность и спокойствие, теплоту и приветливость. Чтобы добиться такого результата, я наполняю интерьеры простыми формами и чистыми, натуральными материалами.
ELLE DECORATION Вы известны своим «архитектурным подходом» к дизайну — даже украшения, которые вы разработали для Atelier Swarovski, на вашем сайте описываются как «архитектура для тела». В чем суть архитектурного подхода?
Прежде всего я думаю о контексте и назначении объекта. Детали могут быть любыми, но главное — функция, эргономика, комфорт и удобство использования.
ELLE DECORATION Как к вам приходят идеи?
Я как визуальная губка: впитываю их из всего, что меня окружает. Вдохновение приходит из самых разных источников: искусства, фотографий, общения с коллегами, друзьями, семьей.
ELLE DECORATION Вы учились в Генте, карьеру начали в Милане. Потом вернулись в Бельгию, а сейчас живете на две страны. Почему вторым домом для вас стала именно Италия?
Меня привлекла Италия, потому что у этой страны очень богатое культурное наследие. И это наследие в сочетании со стабильностью и качеством — основа работы многих итальянских компаний. Вообще, Италия и Бельгия имеют много общего в культурном плане. У обеих стран сильные ремесленные традиции, архитектура и искусство, особая страсть к качеству.
ELLE DECORATION С недавних пор вы работаете арт- директором итальянского бренда Molteni & C, но вас все же называют бельгийским архитектором. Как вы сами себя определяете?
Да, я действительно во многом остаюсь бельгийским архитектором, хотя на меня и сильно повлияла итальянская культура. Как я уже говорил, я фокусируюсь на создании объектов вне времени. Вот почему для меня большое удовольствие работать с Molteni & C: это бренд с яркой ментальностью и богатой историей сотрудничества со знаменитыми дизайнерами: Джо Понти, Лукой Медой, Жаном Нувелем. Я планирую усиливать синергию между итальянской культурной идентичностью и своей эстетикой.
ELLE DECORATION Можно ли вообще говорить об «итальянском» или «бельгийском» современном дизайне или между европейскими странами различия уже не так заметны?
Конечно, каждая страна самобытна. Но, думаю, в цифровую эпоху, в условиях, когда дизайнеры черпают вдохновение из глобальных источников, границы начинают размываться.
ELLE DECORATION Каков современный дизайн?
Я считаю, дизайн сегодня, если можно так выразиться, движется слишком быстро. И подыгрывает идее потребления. Это и страсть к покупкам модных новинок, и одержимость «лайками», признанием в социальных сетях. Ландшафт современного дизайна ориентирован на одобрение, признание, постоянное производство нового контента, продуктов и услуг. А вот долговечность и качество, кажется, стали менее важны.
ELLE DECORATION Как, на ваш взгляд, ситуация будет развиваться? Что ждет дизайн в будущем?
Думаю, рано или поздно наступит эффект передозировки цифровой связью, дизайн и архитектура сбавят темп гонки и в итоге станут более «медленными», «аналоговыми», качественными.
ELLE DECORATION Над какими проектами вы сейчас работаете?
Они разбросаны по всему миру. Это жилые объекты на Восточном и Западном побережье США, проекты в Бельгии, Италии, Париже.
ELLE DECORATION Помимо этого, вы строите для себя дом в Португалии. Это еще одна ваша любимая страна? Будет ли португальское жилище напоминать ваш дом в Бельгии?
Да, пожалуй, Португалия — моя третья любимая страна. Ее культура, традиции, люди, образ жизни — все это мне близко. В Антверпене я живу в реконструированном здании XIX века с неоклассическим фасадом. А дом в Португалии строится с нуля. Разумеется, в обоих случаях автор интерьера я. Поэтому будет, конечно, что-то общее с бельгийским жилищем. Но все же в новом доме я создам немного иную атмосферу, с учетом окружения — португальской природы, местного ландшафта.
ELLE DECORATION Здания всегда приходится вписывать в какой-то контекст — культурный, архитектурный. Но давайте представим фантастическую ситуацию: вас попросили спроектировать дом для первых людей на другой планете. Каким бы он был?
Он не сильно отличался бы от того, что строят на Земле. Если не брать в расчет технические особенности, продиктованные средой, это было бы домашнее пространство, которое можно сравнить с теплыми объятиями. Такое, где жильцы могли бы чувствовать себя защищенными, где им было бы комфортно и спокойно.