Жилой дом Абрикосовых
«Дом с шоколадки» — так в Москве называют особняк Абрикосовых, владельцев «Фабрично-торгового товарищества А. И. Абрикосова Сыновей» (ныне концерн «Бабаевский») на Малой Красносельской улице. История этого дома началась задолго до его постройки. В 1804 году крепостной крестьянин пензенской помещицы Левашовой, Степан Николаев, получил вольную для себя и своей семьи. Сердце помещицы Степан смягчил сладостями, которые научился изготавливать весьма искусно. Особенно хорошо ему удавалась абрикосовая пастила, которая дала его детям и внукам фамилию. Став свободным человеком, Николаев перевез семью в Москву, где продолжил заниматься своим сладким делом.
Степан был удачлив не только в делах, но и в детях. Его сын Иван расширил семейное производство, а внук поднял его на следующую ступень. Алексей Иванович Абрикосов стал купцом первой гильдии, потомственным почетным гражданином Москвы, получил звание действительного статского советника и превратил семейный промысел в огромную кондитерскую фабрику на Малой Красносельской. К концу века она ежегодно поставляла на российский рынок 848 тонн конфет и 72 тонны варенья.
Жена Алексея Ивановича, Агриппина Абрикосова, была известной благотворительницей — в конце 1889 года открыла в Москве бесплатный родильный приют и женскую больницу (роддом успешно просуществовал до нашего времени и закрылся лишь несколько лет назад).
В 1905 году Абрикосовы решили поселиться рядом со своим предприятием. По моде того времени был построен дом в стиле модерн, разработкой проекта занимался архитектор Борис Шнауберт, прославившийся строительством особняка известнейшего московского коллекционера Цветкова, основателя галереи, которая в советское время была присоединена к Третьяковской.
В 1918 фабрика Абрикосовых была национализирована, четыре года спустя ей присвоили имя московского большевика Бабаева, к кондитерскому производству не имевшего никакого отношения. Особняк был частью фабрики и пришел, мягко говоря, в неважное состояние. Сейчас в нем идут реставрационные работы; когда они закончатся и как дом Абрикосовых будет использоваться, пока неизвестно.
Адрес: Малая Красносельская улица, 7, стр. 31
Особняк Второва, или Спасо-хаус
Николай Александрович Второв, обладатель самого большого состояния России начала XX века (более 60 млн золотых рублей), за деловую хватку был прозван «русским Морганом». Состояние он начал складывать в начале 1900-х годов, но по-настоящему поднялся в годы Первой мировой войны. Войне нужен был металл, и Второв совместно с А. И. Коноваловым и М. И. Терещенко основал первый в России завод электростали (так появился город Электросталь) и построил в Москве два завода по производству гранат.
В 1918 году неизвестный злоумышленник застрелил Николая Александровича, ворвавшись в его кабинет. Причина, по общему мнению, была личная, в Москве говорили о внебрачном сыне предпринимателя. За гробом убитого несли венки с надписью «Великому организатору промышленности». Особняк Николая Александровича Второва на Спасопесковской площадке, известный как Спасо-хаус, с 1933 года является резиденцией посла США и памятником культуры.
Парные античные колонны придают фасаду вид настоящего дворца. Лепные грифоны и изящные медальоны осеняют фасад, а вестницы Славы украшают окна и ротонду входа. Внутренняя планировка разработана по канонам классической симметрии. Главный стиль внутренней отделки здания — рококо, а большой зал выглядит особенно парадно благодаря оригинальной мозаике наборного паркета и лепному декору.
Адрес: Спасопесковский пер., 10, стр. 1
Усадьба А. В. Морозова
Это здание связано с именем одного из представителей влиятельнейшего семейства Морозовых, которому мы обязаны появлением в Москве Московского Художественного театра и Морозовской больницы. Викула Елисеевич Морозов, в 1878 году построивший в Подсосенском переулке дом по проекту известнейшего тогда архитектора Дмитрия Чичагова, приходился Савве Тимофеевичу Морозову двоюродным братом. Именно он оставил Москве детскую больницу, открытую в апреле 1902 году и известную как «Морозовская».
Талисманом братьев стал Франц Шехтель: по заказу Саввы Тимофеевича Морозова он сделал проект здания МХТ (существующее здание было перестроено под театр), а для Алексея Викуловича Морозова пересоздал убранство особняка в Подсосенском переулке. В создании интерьеров принимал участие Михаил Врубель, написавший для особняка панно на темы «Фауста» (сейчас они хранятся в Третьяковской галерее).
Адрес: Подсосенский пер., 21, стр. 1
Усадебный комплекс П. И. Щукина (Музей Тимирязева)
Проходя по Малой Грузинской улице, нельзя не обратить внимание на краснокирпичное здание с нарядными кокошниками, «теремковыми» крышами и красно-зелеными шишками на шатровой кровле с башенками. На табличке можно прочитать, что оно принадлежит музею К.А. Тимирязева. Но построено оно было для другого музея — музея русских древностей Петра Ивановича Щукина.
Наследник семьи текстильных фабрикантов (старообрядческой семьи), он изучал традиции текстильного производства, скупал персидские ковры, изделия японских, китайских и индийских мастеров, и точно так же начал покупать произведения отечественной истории. Постепенно коллекционирование его захватило, и он стал приобретать старинные предметы русского быта не только в России, но и в Европе.
В 1891 году, после смерти отца, Петр Иванович приобрел участок площадью около 1 гектара на Малой Грузинской улице, где планировал построить здание для своего разросшегося собрания. Первое здание было воздвигнуто в 1892–1893 годах архитектором Борисом Викторовичем Фрейденбергом, но так как коллекция стремительно увеличивалась, потребовалось второе, построенное москвичом шведского происхождения Адольфом Эрихсоном. Третье здание появилось в 1905 году, автором проекта стал мастер московского модерна Федор Кольбе.
В 1905 г. Щукин передал музей вместе с усадьбой в дар Историческому музею, оставаясь в нем хранителем и попечителем. За это он был удостоен звания действительного статского советника. В 1917 году музей Щукина был закрыт (Петра Ивановича к этому времени уже не было в живых), а коллекция распределена по разным музеям. Все три здания сохранились, их можно увидеть — и оценить замысел коллекционера.
Адрес: Малая Грузинская ул., 15
Особняк Коробковой
Первый особняк на этом месте был построен еще в 1866 году и принадлежал егорьевскому купцу Тугаринову, а новый, тот, что остался до наших дней, был создан по заказу почетного гражданина Трифона Ивановича Коробкова и его супруги Ольги Петровны мастером московского модерна Львом Кекушевым. Архитектор предложил свой вариант перестройки старого дома, при котором изменения касались, главным образом, фасадов, решенных в неогреческом стиле. К 1896 году работы были завершены, обновленный особняк получил многочисленные похвалы в прессе и был признан одним из лучших творений архитектора.
Спустя три года Коробков решил расширить площадь дома и поручил его перестройку уже доказавшему свое мастерство Кекушеву. К зданию были добавлены пристройки, увеличившие его площадь почти втрое. В 1911 году вдова Коробкова внесла в усадебный комплекс еще ряд переделок, пристроив к нему четырехэтажное здание. Историки архитектуры считают, что дом, несмотря на все достройки и последующие реставрационные работы, сохранил исторический облик. Попасть внутрь можно лишь в Дни исторического и культурного наследия.
Адрес: Пятницкая ул., 33-35, стр. 1
Доходный дом Перцова
Петр Николаевич Перцов был типичным продуктом своего времени — успешный инженер (в то время это была престижная профессия), влюбленный в искусство. Дом на Пречистенской набережной он строил в уверенности, что создает «питомник» искусств, место, где будут жить и творить художники. Идею выдержать особняк в русском стиле подсказал ему владелец знаменитой Цветаевской галереи (соперничавшей с Третьяковской) Иван Цветков.
Дом был спроектирован по рисунку знаменитого в то время художника Сергея Малютина, архитектором выступил Николай Жуков, руководителем строительства — инженер Борис Шнауберт. В 1907 году Петр Перцов занял одну из квартир в своем доме, во второй поселился Малютин, остальные сдавались в аренду. В разное время в них жили Александр Куприн, Никита Балиев, Роберт Фальк и Натан Альтман. В подвале в 1908 году работало знаменитое кабаре «Летучая мышь».
Петр Перцов прожил в доме пятнадцать лет, после выступления в защиту церкви в 1922 году был арестован, осужден на пять лет, но вышел через год. Дом за это время национализировали, квартиру владельца занял Лев Троцкий. Часть уникального декора была уничтожена: деревянную резьбу сняли, лепнину заштукатурили. Сейчас в здании располагается Управление делами дипломатического корпуса.
Адрес: Курсовой пер., 1
Особняк Рябушинского
Степан Павлович Рябушинский, помимо всего прочего, известен как основатель первого в России автомобильного завода Акционерного Московского общества («Завод АМО», позже переименованный в Завод имени Лихачева). Производство было организовано так, что при минимальной реорганизации автомобильный завод мог производить авиационную технику.
Рябушинский, как и многие московские купцы, был выходцем из старообрядческой семьи и увлекался коллекционированием икон. После указа «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 года, после которого старообрядчество перестало преследоваться, он мог скупать старообрядческие иконы открыто, и в 1914 году его собрание считалось одним из лучших в России. После революции коллекция икон была национализирована, частично распределена по разным музеем, частично распродана.
Особняк Рябушинского, построенный в 1900–1903 годах Федором Шехтелем, задумывался в том числе как помещение для коллекции. После революции семья предпринимателя эмигрировала, в особняке был открыт детский сад, потом общество культурной связи с заграницей, а в 1931 году его отдали вернувшемуся из заграницы пролетарскому писателю Максиму Горькому. Держали его здесь под строгим наблюдением. Сейчас в особняке работает музей Горького, поэтому есть возможность познакомиться как с образом жизни писателя, так и с великолепными интерьерами Шехтеля. Около десяти лет назад под крышей особняка открыли тайную молельню Рябушинских.
Адрес: Малая Никитская ул., 6/2 стр. 5