«Пожар способствовал ей много к украшенью» — говорил Скалозуб в «Горе от ума», описывая последствия масштабного наполеоновского пожара в Москве в 1812 году. И действительно, огонь бушевал четыре дня и уничтожил почти три четверти домов. «Самый великий, самый величественный и самый ужасный спектакль, какой я видел за свою жизнь», — описывал уже будучи в ссылке горящую Москву Бонапарт.
Пожар не щадил ни людей, ни каменные дома, но некоторые постройки все же чудом уцелели. В нашем материале — пять архитектурных памятников Москвы, которым удалось пережить это бедствие. Больше узнать об архитектуре Москвы того времени можно в соцсетях Музея Москвы, где весь ноябрь будут публиковаться познавательные материалы на эту тему: видеоэкскурсии, подкасты, аудиогиды.
Усадьба Сытина
Деревянный особняк для капрала Андрея Петровича Сытина построили в названном в его честь переулке в 1806 году. По старинному поверью жить в каменном доме было вредно. Из камня делали цоколь и служебные помещения, а главный дом строили из дерева. Усадьба Сытина, которая выглядела как типичная усадьба начала XIX века, не стала исключением. Главный строительный материал — сосновые бревна, снаружи здание обшито тесом. В 1812 году Москва встретила наполеоновскую армию страшным пожаром. Уцелеть в это время удалось далеко не всем зданиям, однако усадьба чудом избежала печальной участи.
Здание построено в духе позднего классицизма: фасад усадьбы украшен четырехколонным портиком, а наверху — коринфский ордер. Фронтон треугольной формы украшен полуциркульным окном. По всему фасаду расположились вытянутые прямоугольные окна. Они обрамлены наличниками и лепными орнаментами в стиле ампир, которые появились уже после пожара. В 1832 году владельцем усадьбы стал коллежский асессор Николай Маркович Хозиков. К главному дому он пристраивает два деревянных крыльца на каменном фундаменте. В конце девятнадцатого столетия здание осовременивают и приспосабливают под коммунальное жилье. В доме провели водопровод, сделали окна в подвальный этаж. Исторический облик особняку вернули только во время реставрации 1978–1985 годов под руководством архитектора Владимира Либсона.
Усадьба Варвары Разумовской
В 1796 году неизвестный архитектор строит на Маросейке усадьбу из камня для графини Варвары Петровны Разумовской (в девичестве Шереметьевой). Этот дом — образец периода зрелого классицизма. Угловая ротонда и примыкающие к ней симметричные корпуса создают торжественный вход на улицу.
Когда в 1812 году французские войска вошли в Москву, Маршал Эдуар-Адольф Мортье выбрал дворец Разумовской своей резиденцией. Из окон была видна церковь Успения — Мортье назвал ее «русским Нотр-Дамом». Во время пожара маршал бросил на спасение Успенской церкви молодую гвардию, и ее удалось спасти. Дворец Разумовской тоже практически не пострадал в пожаре. Однако многочисленные последующие перестройки, почти до неузнаваемости изменили облик здания.
Особняк Ростопчина
В XVII веке на Большой Лубянке возводят палаты князя Дмитрия Пожарского. В подвальной части дома сохранились стены тех времен. После смерти князя владение многократно переходило от одной дворянской семьи к другой, пока его не приобрели Нарышкины. Знаменитое семейство построило на основе старого особняка резиденцию с роскошным фасадом в стиле нарышкинского барокко. От классицизма его отличали прежде всего три вещи: блеск, лепнина и вычурность.
После Нарышкиных вновь началась череда смены владельцев, до тех пор, пока дом не обрел хозяина в лице князя Михаила Волконского. Чтобы придать зданию еще более роскошный вид, новый владелец начал перестраивать усадьбу. И наконец в 1811 году усадьбу покупает Федор Ростопчин. Во времена нашествия Наполеона он занимал должность генерал-губернатора, если говорить современным языком — мэра. В мае 1812 года война с французами была уже неизбежна, и Ростопчин руководил эвакуацией города. Во время оккупации в усадьбе разместился генерал французской армии Анри-Франсуа Делаборд. Это, по слухам, и спасло ее от пожара. Также говорят, что именно сюда привезли тяжело раненного Багратиона.
Петровский путевой дворец
Сейчас Ленинградский проспект — это многополосная магистраль, по которой можно добраться из Москвы до Санкт-Петербурга за шесть-семь часов. Но в XVIII веке путешествие из Петербурга в Москву занимало около недели. Непростой переезд изматывал и простых людей, и венценосных особ. По пути следования требовалось место, где можно было передохнуть и сменить дорожные платья. Таким пристанищем был Путевой дворец (отсюда и его название).
Построить императорскую гостиницу решила Екатерина II. О будущем проекте она мыслила масштабно и грандиозно: хотела, чтобы купол дворца напоминал купол Софийского собора в Константинополе. Важную задачу по исполнению мечты поручили архитектору Матвею Казакову, который воплотил в жизнь все пожелания императрицы. Современники вспоминали, что каждая деталь дворца воспевала оду победе и величию Российской империи.
Екатерина II останавливалась здесь дважды, а в 1812 году двери дворца распахнулись уже для французского императора. Именно сюда на три дня сбежал Наполеон из Кремля, спасаясь от ужасного пожара. После революции 1917 года дворец переходил из рук в руки. Лишь в 1999 году памятник истории и архитектуры вернули городу. Теперь Петровский путевой дворец — это Дом приемов мэрии Москвы.
Городская усадьба Соллогуба
История этого дома началась в 1756 году с постройки дворянином Воронцовым-Емельяновым небольшой усадьбы. Расширилась она с приходом новых хозяев — Долгоруковых, которые построили хозяйственные корпуса, а дом с торцов дополнили боковыми крыльями и надстроили мезонином. В судьбоносный 1812 год в усадьбе размещались высшие армейские чины французской армии, что, как и в других подобных случаях, стало ее спасением.
В 1853 году владельцем дома стал барон Михаил Боде-Колычев. Именно при нем двор усадьбы приобрел современную замкнутую композицию. В 1859 году к восточному торцу главного дома была пристроена домовая церковь в псевдорусском стиле во имя святителя Филиппа. Известно, что писатель Лев Толстой был приятелем хозяина дома и часто бывал у него в гостях. Возможно, именно это здание описано в романе «Война и мир» как дом Наташи Ростовой (именно поэтому его иногда называют также Домом Ростовых). Глава семейства Михаил Львович скончался в 1888 году, а после его смерти владение перешло к дочери — Наталье Михайловне. Ее мужем был граф Федор Соллогуб, семья которого жила по соседству на Поварской. Они владели усадьбой вплоть до октябрьской революции.
После 1917 года здесь находились разные организации, но творческое наследие победило, и в 1920 году советская власть организовала на территории бывшей усадьбы Дворец искусств, в котором выступали Цветаева, Блок, Есенин, Пастернак и многие другие. С тех пор комплекс не покидали творческие люди, здесь даже провожали в последний путь Маяковского, а спустя 10 лет — Булгакова.