Москва не сразу строилась — не только строчка из легендарной песни, но и подходящий девиз для выставки «Москва: проектирование будущего», которая проходит в настоящее время в Музее Москвы. Экспозиция знакомит посетителей с самыми важными архитектурно-градостроительными идеями и проектами, которые повлияли на современной облик столицы. Некоторые из этих утопий так и остались на бумаге.

5 архитектурных утопий Москвы, о которых вы не знали
Проект Государственного Большого академического кинотеатра. Ансамбль площади Свердлова. Архитекторы Д.Н. Чечулин, К.К. Орлов, 1936. г. Главархив Москвы, ЦГА Москвы

Лидия Комарова. Здание Коминтерна, 1929

Лидия Комарова — выпускница архитектурного факультета ВХУТЕМАСа, который первый нарком просвещения Анатолий Луначарский называл «венцом всего этого художественного учреждения». В 1929 году, за год до закрытия мастерских, она представила дипломный проект здания Коммунистического интернационала, которое должно было появиться на месте храма Христа Спасителя. В 1929 году композицию из простых геометрических тел, придуманную Комаровой, восприняли с восторгом — проект опубликовали в нескольких отечественных и зарубежных профильных изданиях. Возможно, один экземпляр попал в руки американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта, чей Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке уж очень напоминает округлое остекленное здание Комаровой.

5 архитектурных утопий Москвы, о которых вы не знали
Здание Коминтерна. Архитектор Лидия Комарова, 1929 г. Журнал «Современная архитектура», №4, 1929 г.

Проект Всемирной выставки 1967 года. Ленгорстройпроект, 1961

В 1961 году многие архитекторы думали об одном — Всемирной выставке, которая должна была пройти в Москве в 1967 году. Под павильоны планировалось отдать 520 гектаров в районе Теплого Стана. Вдохновением для многих проектов стал девиз девиз выставки «Прогресс и мир», а монорельсовая дорога — одним из самых популярных вариантов организации пространства. В 1960-е монорельс рассматривался как новый вид городского общественного транспорта, а всемирная выставка была идеальной площадкой для того, чтобы продемонстрировать миру прогрессивность советской столицы. Так что неудивительно, что целый ряд конкурсных проектов предлагал связать выставочные павильоны с помощью монорельсовой подвесной дороги. Один такой проект разработали архитекторы Ленгорстройпроекта — получилось очень футуристично.

5 архитектурных утопий Москвы, о которых вы не знали
Проект Всемирной выставки 1967 года. Ленгорстройпроект, 1961 г. Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева.

Александр Власов. Дворец Советов на Ленинских горах, 1957–1958

О Дворце Советов — главной утопии сталинской Москвы — многие наверняка слышали. Конкурс на проектирование этого грандиозного сооружения проводился в несколько этапов. В первом конкурсе в 1930-х годах победил проект Иофана, Щуко и Гельфрейха — ступенчатая 415-метровая башня, функциональное значение которой было вторичным по отношению к символическому.

5 архитектурных утопий Москвы, о которых вы не знали
Дворец Советов. Архитектор Борис Иофан, 1948 г.
Фото
Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева

Дворец Советов на Воробьевых горах, придуманный архитектором Александром Власовым в середине 1950-х годов, был абсолютно другим. Он символизировал главные идеи оттепели — легкость, простоту и открытость. Это был прямоугольный объем высотой всего 30 метров, под крышей которого находились три зала. Стены и потолок здания предполагалось сделать стеклянными, таким образом все пространство превращалось в гигантский атриум.

5 архитектурных утопий Москвы, о которых вы не знали
Дворец Советов на Ленинских горах. Архитектор Александр Власов, 1957–1958 гг. Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева

Д.Н. Чечулин и К.К. Орлов. Государственный академический кинотеатр, 1936

Вход на станции метро «Площадь революции» и «Театральная» не просто так такой неказистый — дело в том, что в 1930-е годы он должен был быть встроен в грандиозное здание Государственного академического театра. Архитекторы Д.Н. Чечулин и К.К. Орлов в своем проекте предлагали объединить разностильные сооружения на Театральной площади — Большой и Малый театры, гостиницы «Метрополь» и «Москва» — с помощью цельного объема кинотеатра, не уступающего своими размерами Большому театру. Предполагалось, что зрительный зал кинотеатра будет рассчитан минимум на четыре тысячи человек! Такой масштаб красноречиво намекал бы прохожим, что важнейшим из искусств в советском государстве является кино.

5 архитектурных утопий Москвы, о которых вы не знали
Государственный академический кинотеатр. Архитекторы. Д.Н. Чечулин, К.К. Орлов, 1936 г. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева
5 архитектурных утопий Москвы, о которых вы не знали
Государственный академический кинотеатр. Архитекторы. Д.Н. Чечулин, К.К. Орлов, 1936 г. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева

Проект «Новая Москва». Группа «Обледенение архитекторов», 2000

Если многие советские проекты стремились вверх, придумывая архитектурные доминанты столицы на разный лад, то проект группы «Обледенение архитекторов» родом из нулевых устремился в противоположном направлении: развитие города не вверх, а «надстройку» вниз. Архитекторы так описывали свой замысел: «вырыть гигантскую яму, размером со всю Москву, добраться до базальтовой плиты». При этом проект парадоксальным образом предполагал сохранить существующий  архитектурных облик столицы, ведь все строительные работы предполагалось развернуть под землей.

5 архитектурных утопий Москвы, о которых вы не знали
Проект «Новая Москва». Группа «Обледенение архитекторов», 2000.

Выставка «Москва: проектирование будущего» проходит в Музее Москвы

Когда: до 14 мая 2022

Где: Зубовский бульвар, 2