70 километров, 31 станция, 20 пересадок на другие линии — в Москве, наконец-то, замкнулось Большое кольцо и заработала Большая кольцевая линия. В рекордно короткие сроки было построено и введено в эксплуатацию 28 станций, еще три полностью реконструировано. Новая линия несколько раз проходит под Москва-рекой, а в некоторых местах ее глубина достигает 70 метров («Марьина Роща»).
Какие же станции открылись 1 марта? Их целых девять:
«Марьина Роща», «Рижская» и «Сокольники» на северо-восточном участке БКЛ;
«Кленовый бульвар», «Нагатинский Затон», «Печатники» и «Текстильщики» на восточном участке БКЛ;
«Варшавская», «Каширская» на южном участкне БКЛ.
В честь этого события давайте вместе вспомним историю московского Метро и самые интересные факты.
№1
День открытия московского метрополитена — 15 мая 1935 года, когда в 7 утра первый поезд отошел от станции «Сокольники». Билет стоил 50 копеек и действовал 35 минут.
№2
Первые две линии московского метро: от «Сокольников» до «Парка культуры» и от «Смоленской площади» до «Библиотеки имени Ленина». Станций было 13: «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Красные ворота», «Кировская» (сейчас: «Чистые пруды»), «Дзержинская» (сейчас: «Лубянка»), «Охотный ряд» («Проспект Маркса»), «Библиотека имени Ленина», «Дворец Советов» («Кропоткинская»), «Парк культуры и отдыха имени Горького», «Имени Коминтерна» («Калининская», сейчас: «Александровский сад»), «Арбатская» и «Смоленская».
№3
Слово «метрополитен» в Москве произнесли впервые в 1901 году. А слово «метро» было изначально мужского рода. Поэтому лозунги на советских плакатах звучали так: «Наш метро — лучший в мире!»
№4
Причина, по которой возникла идея внеуличных железных дорог, банальная — пробки! Главными «проблемными» местами столицы начала XX века были Каланчевская (трех вокзалов) и Лубянская площади.
№5
В 1902 году инженеры П. А. Балинский и Е. К. Кнорре предложили первый проект метро с центральной станцией у Храма Василия Блаженного, от которой во всех стороны расходились поезда с вагонами первого, второго и третьего класса. При этом первые поезда должны были двигаться по воздуху — по эстакадам, лишь изредка ныряя в тоннели. Однако городская дума отклонила проект, вынеся резолюцию: «Господам Кнорре и Балинскому в их домогательствах отказать…». Причины отказа — преждевременность проекта, а также существовавшее на тот момент трамвайное лобби (трамвай в те годы был главным видом городского транспорта и приносил значительную часть прибыли в казну).
№6
В 1923 году при Управлении московских городских железных дорог был учрежден подотдел по проектированию метрополитена в составе одного человека. Через семь лет — в 1930 году — проект был готов: семь станций в духе советского конструктивизма, из которых нереализованной осталась лишь одна — на Красной площади, под мавзолеем.
№7
Строительство метро развернулось в ноябре 1931 года, когда в мерзлую землю у дома №13 на улице Русаковской вошли первые лопаты, частично позаимствованные у дворников. Через два месяца, в январе 1932 года Москва уже превратилась в одну большую стройку. Копали везде, во дворах и на площадях, копали прямо под домами, подпирая их домкратами. Тогда метро еще предполагалось наземным, вроде городской электрички. Под землей должен был пролегать лишь короткий отрезок трассы в самом центре.
№8
27-летний инженер Управления Метростроя Вениамин Маковский в начале 1932 года предложил опустить метро на 35-метровую глубину (высота 10-этажного дома). Все высказались против (опыта подобных работ не было), но Иосиф Сталин «дал добро». Проект нового метро глубокого заложения был сделан за неделю.
№9
Первое метро строили харьковчане — проходчики, шахтеры, горные инженеры из Донбасса. Разнообразие и непредсказуемость зыбкого московского грунта с огромными «плывунами» приводила к оползням и авариям. Тогда приняли решение перенять зарубежный опыт — из Англии был привезен проходческий щит, который англичане начали использовать за 110 лет до этого (в 1825 году) при прокладке канала под Темзой. И тогда строительство столичной подземки пошло быстрее и безопаснее.
№10
В рекордно короткие сроки была выполнена огромная работа. Если 20 км подземки в Нью-Йорке строились 7 лет, в Лондоне 10 км строились 4 года, то в Москве 16,8 км тоннеля были построены за время чуть более двух лет. Чтобы найти рабочие руки, была развернута массовая агитация — к делу привлекли тысячи комсомольцев-добровольцев.
№11
О внешнем облике станций задумались за полгода до открытия метрополитена. По указанию товарища Сталина художники и архитекторы должны были продемонстрировать достижения советской власти. Эта задача была выполнена: мраморные стены, богатая отделка, скульптуры и барельефы — станции московского метрополитена должны были стать подземными дворцами. Неудивительно, что сейчас 44 из них считаются объектами культурного наследия.
№12
Первый эскалатор в мире был представлен на Парижской выставке 1901 года в качестве концепт-кара, а первые действующие модели появились в лондонском метро только в 1932 году. Чтобы опускать людей на большую глубину, советскими метростроевцами был куплен один эскалатор за 200 тысяч золотых рублей с одной целью — разобрать, повторить и увеличить в длину.
№13
При строительстве станции «Арбатская» жертвой пала церковь святителя Тихона Амафунтского (1756 год), стоявшая на Арбатской площади. Ее разобрали, отправили в камнедробилки и пустили на бетон для стройки.
№14
Станция «Маяковская», открытая в 1938 году, была первой в мире колонной станцией глубокого заложения. Станция подобного типа представляет собой центральный и два боковых зала, опирающиеся на общие колонны, и отличается большой пропускной способностью. Для отделки колонн использовались стальные ленты, изготовленные в самолетной мастерской Туполева, и мозаики из смальты, сделанные в ленинградской мастерской мозаичиста Владимира Фролова по эскизам художника Александра Дейнеки.
№15
Именно «Маяковская» стала центром подземной жизни и главным бомбоубежищем в годы Великой Отечественной войны: чтобы разместить 50 тысяч человек, здесь строили деревянные настилы не только на рельсах станции, но и в перегонах.
№16
Автор станции «Площадь революции» архитектор А. Н. Душкин предполагал, что станцию будут украшать не статуи, а бронзовые барельефы на революционную тематику. Но результаты конкурса скульпторов не удовлетворили архитектора. Было решено обратиться к опытному скульптору М. Г. Манизеру, который предложил вместо барельефов установить объемные скульптуры. Душкин был против, но руководство приняло сторону Манизера. Эти статуи, ставшие одним из символов московского метро, в военном 1944 году были эвакуированы в Среднюю Азию.
№17
Метрополитен первоначально носил имя Л. М. Кагановича не случайно. Решение строить метро в Москве было личным решением наркома путей сообщения и второго человека в стране. Бывший сапожник, сын зажиточного крестьянина с Украины, без единого класса образования Лазарь Моисеевич Коганович с жаром взялся за строительство подземки. Кстати, именно ему принадлежит идея надземного павильона станции метро «Арбатская» в виде звезды. С 1955 года метрополитен стал носить имя В. И. Ленина.
№18
Никита Сергеевич Хрущев возник на политической арене благодаря тому же Кагановичу, который привез его из Харькова и сделал своей правой рукой. Хрущев ежедневно спускался под землю, чтобы проинспектировать работы по строительству метрополитена, который должен был стать «лучшим в мире».
№19
Мозаику, которая украшает «Новокузнецкую», собирали в блокадном Ленинграде. Ее автор — русский мастер-мозаичист Владимир Фролов со своими учениками. Работали сначала три человека, потом один Фролов. В темноте и холоде. Закончив работу, Фролов умер от истощения. Мозаики вывезли по Ладоге на одном из последних кораблей. Но в Москве их уже никто не ждал. Проект «Павелецкой» (для которой первоначально предназначались мозаики) был изменен, и тогда И. Г. Таранов, архитектор станции «Новокузнецкой», решил установить мозаики на своей станции. Кстати, именно мастерской Фролова мы обязаны красотой внутреннего убранства питерского Храма Спаса-на-Крови, мозаику для которого мастера собирали 10 лет.
№20
Строительство метро не прекращалось и в годы войны. Строились Покровская, Замоскворецкая и Кольцевая линии.
№21
Тому, что в московском метро две «Арбатские» и две «Смоленские», обязан случай, произошедший в годы войны. В 1941 году авиабомба попала в тоннель мелкого заложения между станциями «Арбатская» и «Смоленская». И тогда было принято решение о строительстве этих же станций, но на большей глубине. Новый участок, дублирующий предыдущий, строился в тайне и открылся в 1953 году, став неожиданностью для москвичей. Старые станции затем были восстановлены и открыты в 1958 году в составе Филевской линии.
№22
Кольцевая линия строилась 11 лет и открылась в 1950–1954 годах, связав между собой основные железнодорожные вокзалы и став апофеозом советского метростроя. Здесь и фарфоровая «Таганская», и древне-римские кессонированные потолки и плафоны из флорентийской мраморной мозаики «Белорусской», и «алтарь» «Октябрьской», и последняя неоконченная работа архитектора Алексея Щусева — станция «Комсомольская».
№23
Станцию «Новослободскую» украшают «первые советские» витражи. Их автор — сын палехского иконописца Павел Корин. Основой узоров на них стал рисунок с риз средневековых священников, найденный Кориным в Ленинской библиотеке. А изготовлены витражи были в Риге старыми латышскими витражистами, которые остались без работы после закрытия лютеранских церквей.
№24
Финальная сцена из фильма «Я шагаю по Москве» снималась на станции «Университет» (реж. Георгий Данелия, сын метростроевца и сам архитектор по образованию). Герои садятся по очереди в поезда, движущиеся в разных направлениях, но поскольку на тот момент станция «Университет» была конечной (в кадр попал указатель «Посадки нет»), один из поездов на самом деле уезжал в оборотный тупик.
№25
Станции московского метрополитена — рай для палеонтологов-любителей. Ведь в каменной облицовке станций и переходов можно обнаружить целые окаменевшие экосистемы, коралловые рифы, заросли губок и множество раковин самых разнообразных моллюсков, скелеты иглокожих и иглы морских ежей. Подробная карта «сокровищ» здесь: www.paleometro.ru