MyDecor представляет дизайнерский гид по городам и интересным местам России. Карта будет постоянно дополняться новыми городами и локациями. Следите за обновлениями в соцсетях проекта в Телеграм и ВК!
Пашков дом на Ваганьковском холме
«На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев. <…> Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд, не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг».
В булгаковском описании легко узнать одно из самых знаменитых классицистических зданий Москвы, ныне принадлежащее Российской государственной библиотеке. Пашков дом был построен в 1784–1786 годах по заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова, сына денщика Петра I, предположительно, по проекту архитектора Василия Ивановича Баженова.
Место здания важно и символически: Пашков дом стоит на холме напротив Боровицкого холма, увенчанного Кремлем. Пашков дом был первым светским зданием в Москве, из окон которого можно было глядеть на башни и постройки Кремля не снизу вверх, а также наблюдать Ивановскую и Соборную площади. Сейчас вид отчасти перекрыт гигантским памятником князю Владимиру, установленному на Боровицкой площади в 2016 году.
Усадьба Васильчиковых на Большой Никитской
В конце XVIII — начале XIX века Никитская улица была одной из самых представительных в Москве и считалась улицей аристократов. Обе ее стороны были застроены усадьбами с солидными классическими дворцами. Одна из них принадлежала подполковнику Петру Ивановичу Бибикову, поселившемуся на Никитской в 1781 году.
Усадьба пережила много событий: в 1812 году главный дом сгорел, но был восстановлен, боковые флигели сохранились, к ним добавились двухэтажные полуциркульные в плане галереи с каменным нижним и деревянным верхним этажом. Менялись и владельцы: лучшие времена для усадьбы настали при князе Черкасском, который сдал ее князьям Васильчиковым. В гостях у них бывали Гоголь, Щепкин, Тютчев, Айвазовский, Грановский, Соллогуб и другие известные на всю Москву особы.
Несколько лет назад в неплохо сохранившейся усадьбе был открыт Музей военной формы, что имеет свою логику — ее основателем был военный человек.
Палаты Волковых — Юсуповых в Большом Харитоньевском переулке
Юсуповы этот дом не любили: считали, что в нем слишком живо кровавое прошлое. По легенде, его начинали строить еще при Грозном как царский охотничий дворец. Когда в 1890-м году дом начали реставрировать, был найден подземный ход, а в нем — скелеты, прикованные цепями к стенам, что подтверждало подлинность легенды.
Зинаида Юсупова, которую Станиславский звал к себе в труппу и уверял, что главное ее призвание — сцена, поручила реставрацию дворца архитектору Николаю Султанову, главному идеологу русского стиля, и устраивала в палатах, стилизованных под дворец XVII века, эффектные светские приемы. Представительница испанского королевского дома с восторгом описывает обед, который Юсуповы дали в ее честь.
«Княгиня была необычайно красива, тою красотой, какая есть символ эпохи. Жила среди картин, скульптур в пышной обстановке византийского стиля… На обеде хозяйка сидела в парадном платье, шитом брильянтами и дивным восточным жемчугом. Статна, гибка, на голове — кокошник, по-нашему, диадема, также в жемчугах и брильянтах, сей убор один — целое состояние. Поразительные драгоценности, сокровища Запада и Востока, довершали наряд. В жемчужных снизках, тяжелых золотых браслетах с византийским узором, серьгах с бирюзой и жемчугом и в кольцах, сияющих всеми цветами радуги, княгиня была похожа на древнюю императрицу…»
Начало XXI века палаты встретили в ужасающем состоянии, но три года назад их наконец передали в федеральную собственность. Было объявлено, что в палатах пройдет реставрация, а после откроется музей. Поэтому есть надежда, что барочный дворец не постигнет судьба другого архитектурного шедевра, связанного с семьей Юсуповых, — «Белого домика» в подмосковной усадьбе Николо-Урюпино, который за последние тридцать лет был практически уничтожен.
Усадьба Голицыных в Знаменском переулке
Главный дом усадьбы, с XVIII века принадлежавшей князьям Голицыным, был возведен по проекту Саввы Чевакинского, автора военно-морского собора в Санкт-Петербурге, но впоследствии неоднократно перестраивался. До наших дней дошли в первоначальном виде только въездные ворота.
Не сохранился и деревянный дворец, построенный к приезду Екатерины Великой. В 1775 году она прибыла в Москву, чтобы отметить заключение Кючук-Кайнарджийского мира с Османской империей, и обратилась к Михаилу Голицыну с просьбой подыскать ей жилье недалеко от Кремля. Князь предложил ей собственную усадьбу. Главный дом перестроили по проекту Матвея Казакова, основоположника русского классицизма, а на территории усадьбы возвели деревянный дворец, прозванный Пречистенским, с двухсветным тронным залом площадью около 775 кв. м. С главным корпусом и соседними усадьбами он был соединен длинными коридорами.
В этом дворце императрица родила дочь Елизавету от своего фаворита — Григория Потемкина. Девочку отдали на воспитание графу Самойлову, а дворец разобрали и перенесли на Воробьевы горы.
Во время войны 1812 года в усадьбе находился штаб Армана Луи де Коленкура, французского посла в России, после войны Голицыны устраивали в главном доме балы, на которых танцевал Пушкин, а в середине XIX века дипломат Сергей Голицын создал здесь «Голицынский музей» западноевропейской живописи из собственного собрания, открытый для свободного посещения. Сейчас здесь находится Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, которая является частью Пушкинского музея.
Усадьба Талызиных на Воздвиженке
Это единственная из московских усадеб XVIII века, открытая для свободного посещения — она является частью комплекса здания Музея архитектуры. История у нее такая же богатая, как у все старинных московских домов. В XVII веке здесь был Аптекарский двор — часть корпуса Аптекарского приказа вошла в состав усадьбы и сохранилась до наших дней. Саму усадьбу молва приписывает Матвею Казакову, хотя никаких документов на этот счет нет.
Александр Талызин, первый хозяин усадьбы, был одним из тех офицеров Семеновского полка, которые помогли императрице Екатерине II взойти на престол. Через четверть века, выйдя в отставку, он поселился в Москве и купил участок земли на Воздвиженке. Трехэтажное здание с двумя флигелями было поставлено по красной линии Воздвиженки в 1787 году, а в 1805 Талызины продали усадьбу купцам Устиновым, которые превратили ее в один из главных культурных салонов Москвы. На музыкальных вечерах бывали братья Вяземские и Александр Пушкин. Известный британский актер и режиссер сэр Питер Устинов — из тех самых московских купцов.
Усадьба Хрущевых-Селезневых на Пречистенке
Великолепный усадебный ансамбль на углу Пречистенки и Хрущевского переулка, сооруженный в 1815–1816 годах, является одним из лучших образцов ампирной жилой застройки Москвы. Предполагается, что проект особняка разработали архитекторы Доменико Жилярди и Афанасий Григорьев, в то время как строительство проводилось под руководством Комиссии о строении Москвы во главе с Осипом Бове, который занимался восстановлением Москвы после Отечественной войны 1812 года.
Усадьба открыта для посещения: здесь располагается музей А.С. Пушкина. Поэт в усадебном доме не жил, но знал его владельцев. Генерал Александр Петрович Хрущев через дочь Елизавету породнился с Нарышкиным, дядей жены Пушкина Натальи Гончаровой. Нарышкины, кстати, и жили по соседству, на Пречистенке.
Усадьба Давыдова (Дом Бибиковых) на Пречистенке
Усадьба, во второй половине XVIII века занимавшая целый квартал, прекрасна как своими архитектурными достоинствами, так и связанными с ней историями. Главный дом выстроен в 1770-х годах, когда владельцем имения был московский полицмейстер Николай Петрович Архаров, благодаря которому в русском языке появилось определение «архаровцы» — так презрительно называли полицейских, а также любых других беспредельщиков.
После Архарова усадьбой владел генерал Бибиков, а позже — еще один герой Отечественной войны 1812 года, поэт Денис Давыдов. В гостях у него бывал Александр Сергеевич Пушкин.
В советское время в усадебном доме располагался районный комитет компартии, а в 1930-е годы в нем жила Вера Фигнер — «реликвия русской революции», как ее называли в то время люди, помнившие, что она была «народоволкой», участницей убийства Александра II и провела в заключении 22 года. Октябрьскую революцию Фигнер не приняла, но получала от советского правительства пенсию.
Дом Снегирева на Девичьем поле
Особняк профессора Владимира Федоровича Снегирева, одного из основоположников российской гинекологии, был построен в 1893–1894 годах чрезвычайно популярным в то время архитектором Романом Клейном, строителем магазина «Мюр и Мерилиз» (нынешний ЦУМ), Музея изящных искусств (ГМИИ имени Пушкина), Средних торговых рядов, западным фасадом выходящих на Красную площадь, и десятка других памятников.
Профессор решил поселиться рядом с клиникой женских болезней, которой он в тот момент руководил, счастливо прожил в своем новом доме двадцать с лишним лет и умер своей смертью, что в двадцатом веке удалось немногим. Дому повезло меньше: после революции он был национализирован, поделен на коммуналки, а век спустя оказался в центре коррупционного скандала. Сейчас в нем идет реставрация, которая должна завершиться летом 2024 года.
Палаты думного дьяка Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной
Одно из самых старых зданий Москвы, овеянное множеством легенд. Авторы дореволюционных путеводителей по Москве писали, что одним из владельцев усадьбы на Берсеневке был Малюта Скуратов, и даже, что подземный ход под Москвой-рекой соединял усадьбу с Кремлем, но документальных подтверждений этому нет. Однако в подвале палат есть фрагменты кладки, относящиеся к рубежу пятнадцатого и шестнадцатого веков. А о думном дьяке Аверкие Кириллове есть целая литература.
Аверкий Степанович входил в один из привилегированных разрядов купеческого сословия — гостиную сотню, имел в Москве торговые лавки и владел имениями в нескольких уездах. В служилой иерархии Московского государства он занимал высокое положение, был на службе в нескольких приказах. Его семья: жена Евфимия, сын Яков с супругой Ириной, — исторические лица, они упоминаются во многих архивных документах. Именно Аверкием Кирилловым в 1656–1657 годах были возведены на основании прежних построек существующие палаты и стоящий рядом храм Святого Николы. В этой церкви и был похоронен в 1682 году убитый во время стрелецкого бунта думный дьяк.
Древние палаты каким-то чудом — и усилиями неравнодушных людей — не были разрушены, хотя в послереволюционные годы их пытались снести. Это было связано со строительством Дома Советов, ныне известного как Дом на Набережной, где должны были жить представители советской партийной верхушки. Колокольню Никольского храма разобрали, чтобы построить на этом месте детский сад, прачечную, подсобные учреждения Дома Советов. К счастью средневековые здания все же решили не сносить, а приспосабливать к современной жизни. Устроили там общежитие, коммуналки, просуществовавшие до конца 1950-х — начала 1960-х годов. Сейчас здесь находится Институт культурного наследия, который время от времени открывает свои помещения для публики: информацию о бесплатных экскурсиях он выкладывает на своем сайте.
Усадьба «Останкино»
Это единственное исключение в нашей подборке: усадьба «Останкино» — не городская, это подмосковное имение, оказавшееся в черте Москвы в XX веке.
Дворец был выстроен по замыслу и заказу графа Николая Петровича Шереметева — одного из самых знатных и богатых людей своего времени. Шереметев был страстно увлечен театром, имел труппу крепостных актеров, поэтому сердцем летней резиденции стал театр с уникальной театральной машинерией. На его сцене блистала Прасковья Жемчугова, крепостная актриса, ставшая женой графа Николая Петровича Шереметева. До недавнего времени это был единственный в России театр XVIII века, сохранившийся без реставрации.
Интерьеры парадных залов также сохранили подлинный декор и убранство. Особенное изящество придают залам осветительные приборы из хрусталя, бронзы, золоченого резного дерева. Строительство продолжалось с 1792 по 1795 гг., хотя первые проекты относятся еще к 1790-му году, а окончательная отделка — к 1799 году.
Сейчас дворец закрыт на реставрацию, но парк, плавно переходящий в территорию ВДНХ, открыт, и при желании можно представить, как видели усадьбу ее создатели — итальянцы Винченцо Бренна и Джакомо Кваренги, авторы проектов, заказанных графом Шереметевым, и крепостные мастера Павел Аргунов, Алексей Миронов и Григорий Дикушин, непосредственные участники строительства, перерабатывавшие проекты итальянцев.