Предметный дизайн в Китае в контексте общемирового начал развиваться сравнительно недавно, в конце 1980-х годов. Его отличительная черта — это сочетание передовых технологий, инноваций и национальных традиций, благодаря чему надпись Made in China перестала быть признаком сомнительного качества, а дизайн Поднебесной приобрел популярность во всем мире. Любая профильная выставка легко это доказывает, и Design Shanghai-2025, где было показано более 600 проектов, не исключение.
«Дизайнеры из Китая, конечно, идут за мировыми трендами, они заимствуют идеи из европейского и американского дизайна, но творчески переосмысливают их и делают это талантливо. Их продукты представлены практически во всех направлениях предметного дизайна, они много производят и много кастомизируют. Из недоработок, хотя и относительных, можно назвать отсутствие отличительного стиля китайского дизайна. Зато он интересен с точки зрения технических и технологических решений, ведь при их производстве специалисты используют очень много современных станков, разнообразные приспособления, 3D-принтеры, роботы, специальное ПО, поэтому скорости и объемы у китайцев впечатляют. Ни в России, ни в Италии такой мощной производственной базы нет, в Италии вообще много ручного труда», — делится впечатлениями Артур Митрошкин, основатель студии архитектурного дизайна Arimitro.
Среди множества интересных продуктов на выставке выделялась серия мебели Rectangle дизайнера Фрэнк Чу. Квадратные алюминиевые трубки, из которых выполнены основания кресел и скамеек, придают предметам брутальность, уравновешенную шерстяной отделкой. Линия Monochrome бренда Urbancraft привлекает внимание работой с металлом. Его сминают, делают податливым и превращают в барные стулья, скамейки и уличную мебель для кафе и ресторанов.
Дизайнеры Поднебесной охотно вступают в коллаборации с западными компаниями. Бренд Livintwist, который специализируется на проектировании уличной мебели, представил на выставке коллекцию Nassa, созданную совместно с известным итальянским дизайнером Клаудио Боникко. В нее входят кофейный столик и другие предметы, состоящие из модульных блоков, которые комбинируются в различных вариациях, и вписываются практически в любой интерьер.
«Китайский дизайнеры часто работают со своими традиционными этническими мотивами и умело интерпретируют их в современные продукты», — отмечает основатель авторского дизайн-бюро Елена Крылова. Это может быть линия, намек, но всегда считывается. Получаются красивые вещи с собственной историей и при этом современные. Например, такие как у бренда U+, его основное направление — самобытные предметы в китайском стиле. Фрагмент интерьера чайной с низкими столиками и напольными стульями, показанный на выставке, выглядит очень колоритно и придает интерьеру яркий характер.
«Похоже, подход с опорой на свои культурные корни помогает стать заметнее на мировом рынке. Российским дизайнерам стоить взять пример, столь же активно развивая и внедряя российский стиль и русский национальный код», — замечает Елена.
За каждой экспозицией всегда прослеживаются тренды. Design Shanghai-2025 обозначил такие перспективные направления как минимализм, осознанное потребление и экологичность, а также технологический синтез: 3D-печать с традиционными орнаментами, лазерная резьба по дереву, цифровая вышивка.
Сооснователь студии Demidovich Design
«Продукция, представленная на Design Shanghai-2025, мне понравилась, — говорит Яна Демидович, сооснователь компании Demidovich Design. — Очень хорошую оценку со стороны моих коллег-дизайнеров получила мебель, в том числе, и мягкая, она эстетична и эргономична. Запомнились предметы декора, прежде всего, вазы больших размеров (Китай — родина фарфора) и мебель outdoor. Как правило, какой-то штрих выдает в них страну-производителя, это или изображение дракона, или обращение к характерному красному цвету. Дизайнеры Поднебесной делают действительно классные вещи, это не реплики, не копии, они уникальны. Но! Нет пока той самобытности, что отличает большого мастера от его учеников. Продукты китайского предметного дизайна при всех своих плюсах дают ощущение, что где-то ты уже видел что-то подобное».
По словам Чжуо Тан, event-директора Design Shanghai, выставка за последние 12 лет стала флагманским событием для китайского и всего азиатского дизайна. Она является платформой, которая объединила и технологии, и традиционные практики, и актуальную социальную повестку. Художники и дизайнеры из Азии находят здесь новые возможности для коллабораций и деловых связей. Но самое главное, Design Shanghai так или иначе призывает дизайнеров ответить на вопрос гуманистического толка: как объединить людей в эпоху кризисов и разногласий посредством дизайна.