
Каждый апрель Милан меняется, становясь городом, где идеи обретают форму. Каждая улица, внутренний дворик, палаццо становятся частью художественного выражения. В этом году нам посчастливилось оказаться в этом удивительном городе в момент, когда он превращается в один большой живой организм, где архитектура, искусство и технологии сливаются в единое целое.
Свет, который можно почувствовать.
Одним из главных впечатлений стала инсталляция Google — Making the Invisible Visible в Garage21. Компания поставила перед собой цель исследовать искусство и дизайн как акты алхимии — способ превращать идеи в реальность. И это ощущение витало в воздухе. Свет, туман, пространство, и ты сам — часть произведения.
В темном зале, наполненном туманом, шесть светильников из серии Lucida (I–IV) висели в пространстве, создавая ощущение, будто свет можно потрогать. Отражаясь от параболического зеркала и взаимодействуя с мельчайшими каплями воды в воздухе, лучи формировали занавес из света. Он начинал колебаться и «откликаться» на движения людей, словно был сделан из ткани, а не фотонов.
Посетители могли проходить сквозь него, взаимодействовать, танцевать, и это «невидимое» начинало жить своей жизнью. Эффект усиливался звуком, который запускался при движении — и все это размывало границы между физическим и нематериальным. Это было больше, чем инсталляция — это было ощущение. Радость. Удивление. Вовлеченность.
Остальная часть выставки рассказывала истории, стоящие за продуктами Google, показывая, как технологии могут быть не просто функциональными, но и чувственными.
Совершенно иной, но не менее поэтичный опыт — выставка Bamboo Encounters от Gucci в Chiostri di San Simpliciano, которая посвящена наследию дома, связанному с бамбуком. Интересно было узнать, что с середины 1940-х годов компания начала использовать бамбук для изготовления ручек сумок, в том числе для модели Gucci Bamboo 1947, выпущенной в том же году.
В преддверии выставки дизайнерам было поручено переосмыслить этот материал смелыми и неожиданными способами. Бамбук, как символ прочности и гибкости, звучит в каждом элементе экспозиции. Воздушные змеи, бамбуковые ширмы, текучие формы — все это взаимодействует с пространством, архитектурой, посетителями.
Например, французская художница Натали Дю Паскье представила проект Passavento, в котором традиционные бамбуковые панели переосмысливаются с помощью современных шелковых тканей. А голландский дизайнерский коллектив Kite Club создал серию воздушных змеев из бамбука и современных материалов под названием Thank You, Bamboo. Работа демонстрирует, что каждый может испытать радость от запуска воздушных змеев.
Красота, которая исчезает
В Palazzo Landriani Токудзин Ёсиока, один из самых известных дизайнеров в Японии, представил Frozen — серию стульев из замерзшей воды. Скульптуры, обреченные растаять, исчезнуть, но при этом оставить след в памяти. Это не просто выставка, а медитация о времени, материальности и том, как природа взаимодействует с искусством. И это происходит в старинном палаццо, где каждый кирпич сам по себе произведение искусства.
К концу миланской выставки скульптура должна превратиться в органическую композицию, а затем медленно исчезнуть.
Дизайн как диалог поколений
В Villa Mozart прошел Doppia Firma — проект, который объединяет современный европейский дизайн с традициями ремесел. Это не просто выставка, а диалог эпох. Исторический интерьер виллы вступает в разговор с новыми объектами, рождая невероятную синергию. Ты не просто смотришь на предмет, ты ощущаешь историю, мастерство, уважение к деталям.
Пространство как продолжение предмета
На Manzoni 30 мы заглянули в выставочное пространство Poltrona Frau. Здесь современная мебель выглядит продолжением самого здания. Интерьер перетекает в экстерьер, предметы будто подстраиваются под архитектуру — или наоборот, она под них. Это симфония формы и содержания, уюта и точности, актуальности и вечности.
Из важного, Poltrona Frau представила лимитированное издание кресла Dezza, спроектированное Джо Понти. Всего 60 экземпляров. Кожаную обивку украшают ранее не опубликованные рисунки Джо Понти.