Николя Шевалье. «Праздник Водосвятия при Александре II у Зимнего дворца». 1874. Бумага, акварель. 35,1 х 55 см | Источник: архив пресс-служб

Николя Шевалье. «Праздник Водосвятия при Александре II у Зимнего дворца». 1874. Бумага, акварель. 35,1 х 55 см

Фото

архив пресс-служб

Что изображено

На акварельном рисунке «Праздник Водосвятия при Александре II у Зимнего дворца» Николя Шевалье запечатлен сюжет, который крайне редко встречается в живописи и графике, — церемония освящения воды на Крещение у Зимнего дворца, или Водосвятие. Художник изобразил пышное торжественное шествие: на переднем плане священники в праздничных облачениях несут икону, кресты и хоругви.

В центре композиции в окружении придворной свиты, офицеров, высокопоставленных чинов и дипломатов на красном помосте видна узнаваемая фигура императора Александра II. Участники церемонии движутся со стороны спуска к реке, оформленного в виде ротонды. На дальнем плане открывается панорамный вид Санкт-Петербурга: слева — стрелка Васильевского острова со зданием биржи, справа — Петропавловская крепость.

Николя Шевалье. «Эскиз костюма принцессы Уэльской на свадьбе принца Альфреда и великой княжны Марии Александровны». 1874. Бумага, карандаш, акварель, серебряная краска. 25 х 19 см. Королевская коллекция, Лондон | Источник: -архив пресс-служб

Николя Шевалье. «Эскиз костюма принцессы Уэльской на свадьбе принца Альфреда и великой княжны Марии Александровны». 1874. Бумага, карандаш, акварель, серебряная краска. 25 х 19 см. Королевская коллекция, Лондон

Фото

-архив пресс-служб

Николя Шевалье. «Эскиз короны». 1874. Бумага, карандаш. 14,6 x 8,7. Королевская коллекция, Лондон | Источник: архив пресс-служб

Николя Шевалье. «Эскиз короны». 1874. Бумага, карандаш. 14,6 x 8,7. Королевская коллекция, Лондон

Фото

архив пресс-служб

Как происходило освящения воды на Крещение

При Александре II церемония водосвятия проходила следующим образом: к 10 часам утра у Зимнего дворца выстраивались полки с «хорами музыки», кадеты и пажи. В парадных залах дворца собирались в это время гости. К 11 часам совершался большой выход императорской семьи в дворцовую церковь Спаса Нерукотворного Образа. Литургию служил митрополит.

Затем следовало шествие духовенства, императора, чинов двора и дипломатов: через Иорданский подъезд они выходили на набережную. Начинался молебен. Когда митрополит опускал в воду крест, пушки Петропавловской крепости давали 101 залп. Именно эту торжественную процессию в зимний крещенский день и запечатлел художник. Для современного зрителя это удивительная возможность заглянуть в прошлое и представить, как в императорской России проходил праздник Крещения.

Николя Шевалье. «Свадьба Принца Альфреда, графа Эдинбургского и великой княжны Марии Александровны, 23 Января 1874». 1874-75 гг. Холст, масло. 168,4 x 138,5. Королевская коллекция, Лондон | Источник: The Royal Collection © Her Majesty Queen Elizabeth II

Николя Шевалье. «Свадьба Принца Альфреда, графа Эдинбургского и великой княжны Марии Александровны, 23 Января 1874». 1874-75 гг. Холст, масло. 168,4 x 138,5. Королевская коллекция, Лондон

Фото
The Royal Collection © Her Majesty Queen Elizabeth II

Как Николя Шевалье оказался в России

В 1874 году известный и признанный в Англии художник Николя Шевалье (Nicholas Chevalier, 1828–1902) по поручению английской королевы Виктории отправился в Санкт-Петербург. Мастер должен был запечатлеть для бракосочетание ее сына (и одновременно друга художника) принца Альфреда, герцога Эдинбургского, и великой княжны Марии Александровны.

Венчание состоялось 23 января 1874 года и было проведено по двум обрядам — православному и англиканскому. По этому случаю Александр II распорядился провести празднества в Петербурге и Москве.

Николя Шевалье. «Свадьба Принца Альфреда, графа Эдинбургского и великой княжны Марии Александровны. Православный обряд». 1874. Бумага, карандаш, чернила, акварель. 20,4 x 25 см. Королевская коллекция, Лондон | Источник: архив пресс-служб

Николя Шевалье. «Свадьба Принца Альфреда, графа Эдинбургского и великой княжны Марии Александровны. Православный обряд». 1874. Бумага, карандаш, чернила, акварель. 20,4 x 25 см. Королевская коллекция, Лондон

Фото

архив пресс-служб

Во время поездки Никола Шевалье сделал серию натурных зарисовок и эскизов с изображением сцен празднования, внимательно подмечая детали интерьеров и нарядов гостей. Так на одном из акварельных рисунков и появилась церемония водосвятия, свидетелем которой художнику посчастливилось стать.

Николя Шевалье. «Свадьба Принца Альфреда, графа Эдинбургского и великой княжны Марии Александровны. Англиканский обряд». 1874 85 x 100,7 см. Королевская коллекция, Лондон

Николя Шевалье. «Свадьба Принца Альфреда, графа Эдинбургского и великой княжны Марии Александровны. Англиканский обряд». 1874 85 x 100,7 см. Королевская коллекция, Лондон

Большая часть зарисовок Шевалье, созданных им во время путешествия в Россию, хранится в Королевской коллекции (The Royal Collection) в Лондоне. Появление рисунка «Праздник Водосвятия при Александре II у Зимнего дворца» на арт-рынке — уникальное событие. Особенно ценно, что российские коллекционеры стремятся сохранить такие редкие произведения, важные для отечественной истории и искусства.

Николя Шевалье. «Бал Полонез в Зимнем дворце, Санкт-Петербург, 23 января 1874 года». 1876. Бумага, карандаш, акварель. 68,5 x 91 см. Королевская коллекция, Лондон. | Источник: архив пресс-служб

Николя Шевалье. «Бал Полонез в Зимнем дворце, Санкт-Петербург, 23 января 1874 года». 1876. Бумага, карандаш, акварель. 68,5 x 91 см. Королевская коллекция, Лондон.

Фото

архив пресс-служб

Николя Шевалье. «Большой смотр личной гвардии императора Российского в Санкт-Петербурге, 26 января 1874 года». 1876. Бумага, акварель, карандаш. 68 x 90,8. Королевская коллекция, Лондон | Источник: архив пресс-служб

Николя Шевалье. «Большой смотр личной гвардии императора Российского в Санкт-Петербурге, 26 января 1874 года». 1876. Бумага, акварель, карандаш. 68 x 90,8. Королевская коллекция, Лондон

Фото

архив пресс-служб