Станислав Метельский. «Разрезая тьму». Бородино, Красноярский край
1. Артем Стефанов. «Вот мы и встретились»
Ванино, Хабаровский край
Помимо белого маяка, фасад в Ванино — первое, что видят корабли, заходя в порт. В рамках «Смены» художник Артем Стефанов решил оставить на этой стене послание и зашифровал его на языке моряков. Каждый символ здесь — флаг из Международного свода сигналов MCC-65, с помощью которого команды на кораблях понимают друг друга издалека. Мурал превращает чтение послания («вот мы и встретились» транслитом) в часть художественного опыта и мгновенно привлекает внимание. С помощью оптической иллюзии Стефанов меняет саму структуру типовой пятиэтажки, разбивая стену на кубики-контейнеры.
Артем Стефанов. «Вот мы и встретились». Ванино.
2. Василий Базелевс. «Место, где вырос город»
Черногорск, Республика Хакасия
Работа Василия Базелевса — пример того, насколько внимательно можно изучить локацию удаленно, подавая заявку на участие в паблик-арт фестивале. Исследуя история Черногорска, художник нашел на сайте местного краеведческого музея «Геологическую карту и карту полезных ископаемых дочетвертичных образований» 1959 года, а потом и архивную фотографию со словами «место, где вырос город» на обороте; эта надпись потом стала названием мурала. Карта подарила работе визуальные элементы, цвета, градусную сеть линий. Фотоснимок стал символом человеческой памяти и течения времени.
Василий Базелевс. «Место, где вырос город». Черногорск.
3. Aris Oner. «Шахтерский характер»
Саган-Нур, Республика Бурятия
Буквы как носители памяти возникают и в работе художника Aris Oner. «Это строки, в которых сила, честность и свет, — объясняет автор. — Я обрабатываю текст как материал, вытягиваю буквы в вертикаль, меняю ритм строк. Слово становится образом, а образ — посланием». В сложной каллиграфии скрыто стихотворение: слова советской песни «Шахтерский характер», которая описывает условия труда и рабочий настрой горняков прошлых поколений. Цветовой градиент создает ощущение, будто работа светится изнутри.
Aris Oner. «Шахтерский характер». Саган-Нур.
4. Ирина Стрельникова. «День в Лучегорске»
Лучегорск, Приморский край
Графический дизайнер Ирина Стрельникова стала самой юной участницей «Смены»: сейчас она учится на четвертом курсе в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Фасад художница превратила в комикс, населенный рабочими электростанции и угольной шахты, а также местными животными. Здесь встречаются и изображения растений, и сцены городской жизни: рыбалка, прогулки, пейзажи. Работа наполнена символами Лучегорска, который показан глазами ребенка — с теплотой, любопытством и вниманием к деталям. Ирина рассказывает, что выбрала именно этот город в конкурсе, чтобы получить шанс побывать на Дальнем Востоке и оставить там свой след.
Ирина Стрельникова. «День в Лучегорске». Лучегорск, Приморский край
Андрей Бергер. «Суперкарьер»
Ковдор, Мурманская область
За полярным кругом художники фестиваля создали сразу несколько работ. Мурал Андрея Бергера — часть масштабного триптиха, посвященного Ковдору. «Центральный мотив — проект будущего „суперкарьера“, который к середине века достигнет глубины около 700 метров. Эта воронка, видимая из космоса, становится метафорой взаимодействия человека и планеты», — говорит автор. Индустриальный ландшафт города раскрывается через картографические данные, геологические разрезы и визуальные паттерны, связанные с регионом: например, здесь можно найти флаг Мурманской области.
Андрей Бергер. «Суперкарьер», Ковдор, Мурманская область
Станислав Метельский. «Разрезая тьму»
Бородино, Красноярский край
Рабочие руки — один из главных мотивов муралов первого сезона «Смены», и в работе художника-иллюстратора и аниматора Станислава Метельского они тоже становятся центром композиции. Мощные, будто высеченные из угля ладони излучают свет и тепло, подчеркивая внутреннюю силу героя. Контраст темных и светлых тонов усиливает выразительность росписи, а геометричный фон напоминает структуру угольных пластов. Образ, созданный художником, становится не просто портретом шахтера; это метафора силы, стойкости и трансформирующей энергии.
Станислав Метельский. «Разрезая тьму». Бородино, Красноярский край
7. Алексей Бархан. «Центральный, 4»
Саган-Нур, Республика Бурятия
Мурал Алексея Бархана объединяет мифологию и повседневность. Как исполин из древних легенд, житель шахтерского поселка Саган-Нур — водитель рабочей машины в угольном карьере — всматривается вдаль. Этот взгляд становится визуальной рифмой взгляду сапсана, редкой породы сокола, живущей в этих местах. Птица и ее парящее перо становятся символами природной силы и скрытого волшебства, с которым связано множество бурятских преданий и легенд. Бархан делает яркую графику частью городской среды, позволяя ей взаимодействовать с архитектурой, не подавляя пространство вокруг, а дополняя его.
Алексей Бархан. «Центральный, 4». Саган-Нур, Республика Бурятия