Ликбез: готический стиль и неоготика в архитектуре | Источник: Simon Lund/Unsplash
Фото

Simon Lund/Unsplash

Готический стиль в архитектуре Средневековья: особенности и символика

Романский и готический стили в архитектуре

Прежде чем готика покорила сердца архитекторов, в строительстве доминировал романский стиль — массивные здания с толстыми стенами и небольшими окнами. Романские храмы и гражданские сооружения словно говорили: «Здесь безопасно, внутри нас можно спрятаться от невзгод».

Готика же провозгласила новую философию: «Поднимите головы к небу: там свет, там бог». Вместо глухих стен — изящная резьба и узоры, вместо маленьких окон — огромные витражи, вместо приземистых зданий — устремленные в небо шпили. Если романская архитектура напоминала сурового воина в доспехах, то готика была утонченной дамой в ажурном платье из камня. Такое стало возможно благодаря новым строительным решениям: стрельчатым аркам, контрфорсам и нервюрным сводам.

Отличить здания двух стилей несложно, но поскольку строительство в Средние века растягивалась порой на несколько столетий, в одном сооружении могли присутствовать элементы обоих стилей.

Кафедральный собор в Трире, Германия, конец X в.–1515 г., жемчужина романской архитектуры. | Источник: Carol Di Rienzo Cornwell/Legion Media

Кафедральный собор в Трире, Германия, конец X в.–1515 г., жемчужина романской архитектуры.

Фото

Carol Di Rienzo Cornwell/Legion Media

Кельнский собор, Германия, строился с 1248 г. по 1880 г., шедевр готики. | Источник: Jochen Tack/Legion Media

Кельнский собор, Германия, строился с 1248 г. по 1880 г., шедевр готики.

Фото

Jochen Tack/Legion Media

Первые постройки в готическом стиле появились в XII веке во Франции. Основоположником готики принято считать аббата Сугерия, при участии которого была построена церковь монастыря Сен-Дени под Парижем. Далеко не все мастера эпохи готики известны нам — архитекторы того времени часто работали анонимно, под покровительством церкви или крупных феодалов, а их имена не всегда фиксировались в документах.

Легкие, устремленные в небо, наполненным светом соборы так понравились и строителям, и заказчикам, и простому народу, что уже скоро готический стиль стал доминировать в архитектуре и сохранил свои позиции вплоть до XVI века.

Правда, стиль так еще не назывался: термин «готика» (gotico — «варварское», от названия племени готов-варваров) был введен гуманистами Возрождения, желавшими обесценить средневековое искусство и подчеркнуть его «варварский», темный характер.

Особенности готической архитектуры

Готический стиль можно опознать по ряду характерных черт:

Стрельчатые арки — данная конструкция позволила распределять нагрузку на стены более равномерно и строить здания большей высоты.

Ребристые (нервюрные) своды — конструкция, состоящая из пересекающихся каменных ребер, облегчала вес свода и также позволяла делать здания просторнее и выше.

Источник: Cajeo Zhang/Unsplash
Фото

Cajeo Zhang/Unsplash

Контрфорсы и аркбутаны — внешние опорные конструкции, функция та же — перераспределять вес здания. В итоге стены можно было делать более тонкими, чем раньше. Контрфорсы — массивные вертикальные выступы, прилегающие к стенам, которые принимали боковое давление сводов и передавали его вниз, в фундамент. Аркбутаны — арочные конструкции, которые соединяли верхнюю часть стены с контрфорсом.

Высокие окна с витражами из разноцветного стекла, создающие внутри храмов мистическую атмосферу. Классической формой было также круглое окно-роза, разделенное переплетом на части в виде звезды или цветка.

Декоративные элементы — все здание, в том числе несущие конструкции, опорные элементы, тимпаны над входом богато украшались резьбой, скульптурами, горгульями (фигура в виде фантастического существа для отведения дождевой воды), розетками, символами.

Источник: Nathalia Arantes/Unsplash
Фото

Nathalia Arantes/Unsplash

Готическая архитектура для современников была глубоко символична. Для типичного жителя средневекового города собор был воплощением града господня на земле и словно говорил с ним.

Высокие башни, остроконечных шпили, стрельчатые арки показывали, что душа должна стремиться к богу и духовному совершенству. Все элементы — от колонн до сводов — были расположены и по пропорциям рассчитаны так, чтобы передать ощущение божественного порядка, гармонии и совершенства мира, сотворенного богом. Контрфорсы, которые поддерживали стены, воспринимались как божественная защита от искушений и зла.

Цветное стекло в витражах рождало уникальную игру света и означало присутствие бога в мире. Красный цвет в них был связан с кровью Христа, синий — с небесами и божественным присутствием, зеленый — с природой и воскресением. А многочисленные скульптуры и рельефы пересказывали библейские истории.

Самые известные готические постройки: примеры

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари) — один из наиболее известных и значимых готических соборов, построен в 1163–1345 гг. Арх. Жан де Шелль, Пьер де Монтрёй и др. | Источник: Zoonar/Legion Media
Шартрский собор (Франция) — 1194—1260, образец ранней французской готики с великолепными витражами. Имя архитектора неизвестно. | Источник: DV TRAVEL
Ульмский собор в Германии, заложен в XIV веке и достроен в конце XIX, признан самой высокой церковью в мире (161 м). Арх. Ульрих Энзингер, Генрих Парлер. | Источник: Andrey Khrobostov/Legion Media
Миланский собор (Италия) — один из самых впечатляющих позднеготических соборов с множеством шпилей и статуй, 1386–1965 гг. Арх. Симоне де Орсениго.
Вестминстерское аббатство (Англия) — 1245-1745, важный памятник английской готики, место коронации британских монархов. Арх. Генри Рейнский, Генри Йевель и др.
Собор Святого Стефана в Вене (Австрия) — 1392—1890, одна из главных достопримечательностей Вены с впечатляющим готическим шпилем. Арх. Петер и Ганс фон Прахатиц, М. Кнаб, Ганс Пуксбаум, Антон Пильграм.

В более поздние эпохи готический стиль использовался и в гражданских зданиях и сооружениях, таких как ратуши, дворцы, университеты и мосты. Кроме того появились разные вариации стиля: например, кирпичная готика — когда здание строилось из кирпича — или пламенеющая готика, с особенно вычурными узорами и конструкциями.

Ратуша в Брюгге, Бельгия, 1377 г., образец пламенеющий готики, арх. Ян Рогирс. | Источник: Wojciech Stróżyk/Legion Media
Замок Карлштейн, Чехия, 1348–1365, арх. Матьё Аррасский, Йосеф Моцкер.
Дворец дожей, Венеция, 1309—1424, арх. Филиппо Календарио, Николо Бараттьеро.

Неоготика и псевдоготика в архитектуре: новая жизнь готики

В эпоху Возрождения готический стиль стал ассоциироваться с чем-то отсталым и регрессивным и на несколько веков вышел из моды.

Готика и романтизм

Однако с конца XVIII архитекторы Европы, обеих Америк и России стали обращаться к нему в поисках вдохновения. Правда, меняя под свою эпоху. В конце XVIII века мода на готику была связана с движением романтизма, а в конце XIX в. — модерна: обоим присущи историзм и любовь к природным формам.

Именно в XIX вв. было завершено строительство многих начатых в средние века европейских «долгостроев», которые раньше из-за технической сложности и недостатка финансирования не всегда удавалось реализовать.

Чтобы отличить более новый стиль от готического, используют термины «неоготика» и «псевдоготика». Часто их считают синонимами, но в строгом смысле отличия все же есть.

Псевдоготика — более широкое и размытое понятие. Это все здания, имитирующие готику, но без использования ее инженерных приемов (стрельчатых арок, контрфорсов и т. д.), по сути, просто украшение готическими элементами.

Неоготика — полноценный архитектурный стиль XIX — начала XX века, в котором элементы средневековой готики адаптировались под новые строительные технологии и материалы. Осознанный и цельный.

Проще говоря, неоготика — это серьезное архитектурное течение, развивавшееся в XIX веке, а псевдоготика — любое заигрывание с готическими мотивами, порой даже без должной исторической достоверности.

Постройки в неоготическом стиле: примеры

Парламент Великобритании (Вестминстерский дворец) — 1840-1876, арх. Ч. Бэрри, О. Пьюджин. | Источник: Jacob Diehl/Unsplash
Кафедральный собор Святого Патрика, Нью-Йорк — 1858–1878 гг., арх. Джеймс Ренвик младший. | Источник: Mohammadreza Mousavi/Unsplash
«Храм науки» — здание университета в Питтсбурге (США)  —1926–1937 гг, арх. Чарльз Клодер, одно из самых высоких университетских зданий в мире. | Источник: Guido Coppa/Unsplash

Готика и модерн

Многие элементы готики вобрал себя и популярный в самом конце XIX и начале XX года стиль модерн.

Например, витражи готических соборов вдохновили архитекторов модерна на создание окон с уникальными цветовыми решениями и формами. Особенно характерны они для европейского ар-нуво.

Как и в готике, в модерне использовались элементы стрельчатых арок и острых углов, хотя здесь они выполняли чисто декоративную функцию. Еще один узнаваемый элемент готической архитектуры — сложные и изощренные тимпаны над входами в здания — также охотно использовали архитекторы модерна.

Саграда Фамилия (Basilica de la Sagrada Familia) в Барселоне — один из самых узнаваемых архитектурных шедевров мира. Его первый проект разработал Франсиско дель Вильяр в традиционном неоготическом стиле. Но когда в 1883 году проект возглавил Антонио Гауди, он изменил концепцию, объединив неоготические элементы — стрельчатые арки, башни-шпили, витражи — с органическими формами модерна. | Источник: Colin Meg/Unsplash

Саграда Фамилия (Basilica de la Sagrada Familia) в Барселоне — один из самых узнаваемых архитектурных шедевров мира. Его первый проект разработал Франсиско дель Вильяр в традиционном неоготическом стиле. Но когда в 1883 году проект возглавил Антонио Гауди, он изменил концепцию, объединив неоготические элементы — стрельчатые арки, башни-шпили, витражи — с органическими формами модерна.

Фото

Colin Meg/Unsplash

Музей (бывший вокзал) Орсе в Париже: Архитектор Виктор Лалу в 1900 году создал здание в стиле бозар с элементами готических арок. Формы, окна и декоративные элементы вдохновлены готической традицией, но переработаны в соответствии с эстетикой конца XIX века. Когда-то вокзалы и промышленные предприятия уподоблялись католическим соборам, были символами прогресса и храмами нового времени! | Источник: Johan Mouchet/Unsplash

Музей (бывший вокзал) Орсе в Париже: Архитектор Виктор Лалу в 1900 году создал здание в стиле бозар с элементами готических арок. Формы, окна и декоративные элементы вдохновлены готической традицией, но переработаны в соответствии с эстетикой конца XIX века. Когда-то вокзалы и промышленные предприятия уподоблялись католическим соборам, были символами прогресса и храмами нового времени!

Фото

Johan Mouchet/Unsplash

В начале XIX века термин готика попал в литературу. Появились так называемые готические романы — предшественники фильмов ужасов. Их действие часто разворачивалось в готических замках или монастырях, в них действовали сверъестественные силы и возникали тайные заговоры. От «Замка Отранто» Хораса Уолпола до «Дракулы» Брэма Стокера — книги окутаны атмосферой мистики и загадочности, как готический собор в тумане.

Псевдоготика и неоготический стиль в России

В Россию готический стиль стал проникать в середине XVIII века, когда в стране стало модно все европейское, а на трон взошла урожденная немка Екатерина II. Именно ей мы обязаны появлением в стране первых здания с элементами готического стиля.

Дворцово-парковый ансамбль «Царицыно». Строительство началось в 1776 г. по проекту Василия Баженова. Проект считают первым в истории примером русской псевдоготики. | Источник: Genova2503/Legion Media
Петровский путевой дворец в Москве (1776–1780 гг.). Еще один образец московской псевдоготики. Арх. Матвей Казаков. | Источник: EVGENY NEKRASOV/Legion Media
Чесменская церковь в Санкт-Петербурге. Заложена в 1777 г. по приказу Екатерины II в честь юбилея победы в Чесменском сражении. Арх. Юрий (Георг Фридрих) Фельтен. | Источник: Zoonar GmbH/Legion Media
+1
Приоратский дворец в Гатчине. Построен в 1799 г. архитектором Николаем Львовым по заказу императора Павла. | Источник: Dmitry Naumov/Legion Media

Но особенно впечатляет усадебная неоготическая архитектура — владельцами такого жилья была аристократия и крупные промышленники, а расцвет строительства пришелся на вторую половину XIX и первые годы XX века.

Особняк Зинаиды Морозовой на улице Спиридоновка в Москве. Построен в 1893–1898 гг. для жены миллионера Саввы Морозова. Арх. Федор Шехтель. | Источник: А.Савин, Википедия
Замок Шереметева в Юрино (Марий Эл) — здание в неоготическом стиле с башнями, арками и другими элементами средневековой архитектуры. Построено к 1880 г. по проекту немецкого архитектора Рудольфа Мюллера. | Источник: Aleksey Semenushkin/Legion Media
Дворец Ольденбургских — 1883–1887 гг, усадебный дом в поселке Рамонь под Воронежем. Памятник кирпичной неоготики. Арх. Христофор Нейслер. | Источник: Pukhov Konstantin/Legion Media
+1
Усадьба Храповицкого в Муромцево (Судогда), Владимирская область, арх. Петр Бойцов, 1884–1889 гг. Сейчас роскошная усадьба в руинах, но признана памятником архитектуры. | Источник: Anna Karaseva/Legion Media

Есть ли на территории России настоящие готические постройки, а не «новая» готика? Да! Но для этого придется отправиться в Калининград.

Кенигсбергский собор в Калининграде, 1333–1380 гг. — образец готического стиля в России. | Источник: Denis Mentz/Legion Media

Кенигсбергский собор в Калининграде, 1333–1380 гг. — образец готического стиля в России.

Фото

Denis Mentz/Legion Media

А еще есть необычные примеры того, как готическая архитектура вдохновляла советских архитекторов. Для этого придется сначала отправиться в Венецию, а потом в Москву.

Дворец дожей, Венеция, 1309–1424 гг., арх. Филиппо Календарио, Николо Бараттьеро | Источник: ZUMA Press, Inc./Legion Media

Дворец дожей, Венеция, 1309–1424 гг., арх. Филиппо Календарио, Николо Бараттьеро

Фото

ZUMA Press, Inc./Legion Media

Северный Речной вокзал в Москве, 1933–1937 гг. Известно, что главный архитектор проекта Алексей Рухлядев вдохновлялся постройкой в Венеции. Оттуда пришла идея галереи вокруг здания, шпиль, необычные формы окон. | Источник: Olga Volodina/Legion Media

Северный Речной вокзал в Москве, 1933–1937 гг. Известно, что главный архитектор проекта Алексей Рухлядев вдохновлялся постройкой в Венеции. Оттуда пришла идея галереи вокруг здания, шпиль, необычные формы окон.

Фото

Olga Volodina/Legion Media

В конце XX веке готика получила новое звучание — в буквальном смысле. Готический рок, родившийся на волне постпанка, взял за основу темную романтику средневековья и превратил ее в музыкальный жанр. The Cure, Bauhaus, Sisters of Mercy, Joy Division — эти группы создали стиль, в котором будто слышится звон колоколов старинных соборов и вопли нечисти, пытающейся проникнуть внутрь храма, но проигрывающей силам света.