Готический стиль в архитектуре Средневековья: особенности и символика
Романский и готический стили в архитектуре
Прежде чем готика покорила сердца архитекторов, в строительстве доминировал романский стиль — массивные здания с толстыми стенами и небольшими окнами. Романские храмы и гражданские сооружения словно говорили: «Здесь безопасно, внутри нас можно спрятаться от невзгод».
Готика же провозгласила новую философию: «Поднимите головы к небу: там свет, там бог». Вместо глухих стен — изящная резьба и узоры, вместо маленьких окон — огромные витражи, вместо приземистых зданий — устремленные в небо шпили. Если романская архитектура напоминала сурового воина в доспехах, то готика была утонченной дамой в ажурном платье из камня. Такое стало возможно благодаря новым строительным решениям: стрельчатым аркам, контрфорсам и нервюрным сводам.
Отличить здания двух стилей несложно, но поскольку строительство в Средние века растягивалась порой на несколько столетий, в одном сооружении могли присутствовать элементы обоих стилей.
Кафедральный собор в Трире, Германия, конец X в.–1515 г., жемчужина романской архитектуры.
Кельнский собор, Германия, строился с 1248 г. по 1880 г., шедевр готики.
Первые постройки в готическом стиле появились в XII веке во Франции. Основоположником готики принято считать аббата Сугерия, при участии которого была построена церковь монастыря Сен-Дени под Парижем. Далеко не все мастера эпохи готики известны нам — архитекторы того времени часто работали анонимно, под покровительством церкви или крупных феодалов, а их имена не всегда фиксировались в документах.
Легкие, устремленные в небо, наполненным светом соборы так понравились и строителям, и заказчикам, и простому народу, что уже скоро готический стиль стал доминировать в архитектуре и сохранил свои позиции вплоть до XVI века.
Правда, стиль так еще не назывался: термин «готика» (gotico — «варварское», от названия племени готов-варваров) был введен гуманистами Возрождения, желавшими обесценить средневековое искусство и подчеркнуть его «варварский», темный характер.
Особенности готической архитектуры
Готический стиль можно опознать по ряду характерных черт:
Стрельчатые арки — данная конструкция позволила распределять нагрузку на стены более равномерно и строить здания большей высоты.
Ребристые (нервюрные) своды — конструкция, состоящая из пересекающихся каменных ребер, облегчала вес свода и также позволяла делать здания просторнее и выше.
Контрфорсы и аркбутаны — внешние опорные конструкции, функция та же — перераспределять вес здания. В итоге стены можно было делать более тонкими, чем раньше. Контрфорсы — массивные вертикальные выступы, прилегающие к стенам, которые принимали боковое давление сводов и передавали его вниз, в фундамент. Аркбутаны — арочные конструкции, которые соединяли верхнюю часть стены с контрфорсом.
Высокие окна с витражами из разноцветного стекла, создающие внутри храмов мистическую атмосферу. Классической формой было также круглое окно-роза, разделенное переплетом на части в виде звезды или цветка.
Декоративные элементы — все здание, в том числе несущие конструкции, опорные элементы, тимпаны над входом богато украшались резьбой, скульптурами, горгульями (фигура в виде фантастического существа для отведения дождевой воды), розетками, символами.
Готическая архитектура для современников была глубоко символична. Для типичного жителя средневекового города собор был воплощением града господня на земле и словно говорил с ним.
Высокие башни, остроконечных шпили, стрельчатые арки показывали, что душа должна стремиться к богу и духовному совершенству. Все элементы — от колонн до сводов — были расположены и по пропорциям рассчитаны так, чтобы передать ощущение божественного порядка, гармонии и совершенства мира, сотворенного богом. Контрфорсы, которые поддерживали стены, воспринимались как божественная защита от искушений и зла.
Цветное стекло в витражах рождало уникальную игру света и означало присутствие бога в мире. Красный цвет в них был связан с кровью Христа, синий — с небесами и божественным присутствием, зеленый — с природой и воскресением. А многочисленные скульптуры и рельефы пересказывали библейские истории.
Самые известные готические постройки: примеры
В более поздние эпохи готический стиль использовался и в гражданских зданиях и сооружениях, таких как ратуши, дворцы, университеты и мосты. Кроме того появились разные вариации стиля: например, кирпичная готика — когда здание строилось из кирпича — или пламенеющая готика, с особенно вычурными узорами и конструкциями.
Неоготика и псевдоготика в архитектуре: новая жизнь готики
В эпоху Возрождения готический стиль стал ассоциироваться с чем-то отсталым и регрессивным и на несколько веков вышел из моды.
Готика и романтизм
Однако с конца XVIII архитекторы Европы, обеих Америк и России стали обращаться к нему в поисках вдохновения. Правда, меняя под свою эпоху. В конце XVIII века мода на готику была связана с движением романтизма, а в конце XIX в. — модерна: обоим присущи историзм и любовь к природным формам.
Именно в XIX вв. было завершено строительство многих начатых в средние века европейских «долгостроев», которые раньше из-за технической сложности и недостатка финансирования не всегда удавалось реализовать.
Чтобы отличить более новый стиль от готического, используют термины «неоготика» и «псевдоготика». Часто их считают синонимами, но в строгом смысле отличия все же есть.
Псевдоготика — более широкое и размытое понятие. Это все здания, имитирующие готику, но без использования ее инженерных приемов (стрельчатых арок, контрфорсов и т. д.), по сути, просто украшение готическими элементами.
Неоготика — полноценный архитектурный стиль XIX — начала XX века, в котором элементы средневековой готики адаптировались под новые строительные технологии и материалы. Осознанный и цельный.
Проще говоря, неоготика — это серьезное архитектурное течение, развивавшееся в XIX веке, а псевдоготика — любое заигрывание с готическими мотивами, порой даже без должной исторической достоверности.
Постройки в неоготическом стиле: примеры
Готика и модерн
Многие элементы готики вобрал себя и популярный в самом конце XIX и начале XX года стиль модерн.
Например, витражи готических соборов вдохновили архитекторов модерна на создание окон с уникальными цветовыми решениями и формами. Особенно характерны они для европейского ар-нуво.
Как и в готике, в модерне использовались элементы стрельчатых арок и острых углов, хотя здесь они выполняли чисто декоративную функцию. Еще один узнаваемый элемент готической архитектуры — сложные и изощренные тимпаны над входами в здания — также охотно использовали архитекторы модерна.
Саграда Фамилия (Basilica de la Sagrada Familia) в Барселоне — один из самых узнаваемых архитектурных шедевров мира. Его первый проект разработал Франсиско дель Вильяр в традиционном неоготическом стиле. Но когда в 1883 году проект возглавил Антонио Гауди, он изменил концепцию, объединив неоготические элементы — стрельчатые арки, башни-шпили, витражи — с органическими формами модерна.
Музей (бывший вокзал) Орсе в Париже: Архитектор Виктор Лалу в 1900 году создал здание в стиле бозар с элементами готических арок. Формы, окна и декоративные элементы вдохновлены готической традицией, но переработаны в соответствии с эстетикой конца XIX века. Когда-то вокзалы и промышленные предприятия уподоблялись католическим соборам, были символами прогресса и храмами нового времени!
В начале XIX века термин готика попал в литературу. Появились так называемые готические романы — предшественники фильмов ужасов. Их действие часто разворачивалось в готических замках или монастырях, в них действовали сверъестественные силы и возникали тайные заговоры. От «Замка Отранто» Хораса Уолпола до «Дракулы» Брэма Стокера — книги окутаны атмосферой мистики и загадочности, как готический собор в тумане.
Псевдоготика и неоготический стиль в России
В Россию готический стиль стал проникать в середине XVIII века, когда в стране стало модно все европейское, а на трон взошла урожденная немка Екатерина II. Именно ей мы обязаны появлением в стране первых здания с элементами готического стиля.
Но особенно впечатляет усадебная неоготическая архитектура — владельцами такого жилья была аристократия и крупные промышленники, а расцвет строительства пришелся на вторую половину XIX и первые годы XX века.
Есть ли на территории России настоящие готические постройки, а не «новая» готика? Да! Но для этого придется отправиться в Калининград.
Кенигсбергский собор в Калининграде, 1333–1380 гг. — образец готического стиля в России.
А еще есть необычные примеры того, как готическая архитектура вдохновляла советских архитекторов. Для этого придется сначала отправиться в Венецию, а потом в Москву.
Дворец дожей, Венеция, 1309–1424 гг., арх. Филиппо Календарио, Николо Бараттьеро
Северный Речной вокзал в Москве, 1933–1937 гг. Известно, что главный архитектор проекта Алексей Рухлядев вдохновлялся постройкой в Венеции. Оттуда пришла идея галереи вокруг здания, шпиль, необычные формы окон.
В конце XX веке готика получила новое звучание — в буквальном смысле. Готический рок, родившийся на волне постпанка, взял за основу темную романтику средневековья и превратил ее в музыкальный жанр. The Cure, Bauhaus, Sisters of Mercy, Joy Division — эти группы создали стиль, в котором будто слышится звон колоколов старинных соборов и вопли нечисти, пытающейся проникнуть внутрь храма, но проигрывающей силам света.