Лина Бо Барди (Lina Bo Bardi, 1914–1992)-- личность многогранная, родилась в Италии, прославилась в Бразилии и сегодня стоит в одном ряду с такими бразильскими модернистами, как Оскар Нимейер, Сержиу Родригес, Жуакин Тенрейро, Жозе Занин Кальдас. Свою карьеру дизайнера она начала с проектирования мебель для их дома в Сан-Паулу, куда они с мужем переехали в 1946 году, эмигрировав из Италии. Там она прониклась местными традициями и творчески переосмысляла их в модернистском ключе.
«На работу Лины Бо Барди можно и нужно смотреть с разных сторон: музейное дело, курирование выставок, институциональное строительство, политика, педагогика, дизайн, театр, полемика с европейским и бразильским модернизмом, отношения с народной и индигенной культурами — и это все помимо архитектуры, главного дела жизни и точки приложения усилий. Можно сказать, что она занималась культурой как таковой, постоянно подвергая сомнению ее институты, традиции и законы развития», — говорит Катерина Чучалина, куратор Дома культуры «ГЭС-2».
Гостиная в «Стеклянном доме» Лины Бо Барди, 1951-1952.
Экспозиция раскрывает творчество Лины Бо Барди в двух дополняющих друг друга ракурсах. На «Проспекте» в центре сюжета — комплекс Sesc Pompéia (1977–1986), бывшая фабрика на окраине Сан-Паулу, преобразованная в культурный, спортивный и досуговый центр для трудящихся. На примере этого проекта видно, что Бо Барди не просто адаптировала пространство под новые нужды, но в первую очередь создавала гибкую оболочку для самых разных социальных ситуаций и событий, от игровых до образовательных, изобретая новую модель культурной институции.
Лина Бо Барди. Центр Sesc Pompéia, Сан-Паулу.
Интерьеры комплекса Sesc Pompéia, 2001.
Развернутая на «Проспекте» инсталляция собрана из элементов воображаемой вселенной Бо Барди, которые находили воплощение как в зданиях, так и в дизайне и сценографии. Это прежде всего попытка отразить ее идею о культуре как пространстве общности, дружеской сопричастности и равенства.
Второй раздел («Галерея С6») раскрывает «бардиверсум» во всей его полноте и представляет богатую панораму форм творческой экспрессии — от выполненных на скорую руку оригинальных набросков до детальных чертежей, от мебели до выдержек из текстов, фотографий и фрагментов кинохроники, позволяющих проникнуть в интеллектуальную лабораторию архитектора.
Эскизы, чертежи и фото проектов Лины Бо Барди.
Впервые показанные в России эти объекты и архивные материалы создают целостный портрет Лины Бо Барди как архитектора и творца и ее архитектуры, которая отводит центральную роль человеку.
Когда: 11 июля — 19 октября 2025 года
Где: Москва, Дом культуры «ГЭС-2», «Проспект», «Галерея С6», 2-й этаж, Болотная наб., 15
Окна дыры, повторяющие окна в комплексе Sesc Pompéia (Сан-Паулу).