Проект «Что за ЦИ? И что за РК?», под кураторством Андрея Бартенева и Виктории Михопулу, объединил работы более 70 художников, включая как признанных мастеров, так и молодых авторов. Экспозиция охватывает широкий спектр художественных форм: от графики и ассамбляжа до дизайнерских костюмов и видеоарта. Здесь цирк предстает в самых разных интерпретациях, от классических аллегорий до современных визуальных экспериментов. Мы поговорили с некоторыми участниками выставки, чтобы узнать, как они видят цирк и какие смыслы скрываются за их произведениями.

Гоша Укор. «Тонкая кожа»

Цирк, по мнению Гоши Укора, всегда был местом для людей, выделяющихся из толпы. Это пространство, где они могли быть оценены за свою уникальность. Его работа рассказывает о людях с повышенной чувствительностью, тех, кто воспринимает мир более остро, чем остальные. Это собирательный образ, который отсылает к произведению «Сон обывателя», где обыватель спит, а в его голове разворачиваются сновидения. Эти сновидения — метафорический путь, которым автор делится с окружающими, предлагая им новый взгляд на мир. Гоша Укор трактует цирк как пространство, где с помощью искусства люди могут обнажить свои эмоции и переживания, перевести их в образы, которые помогают другим увидеть что-то новое и важное в обыденной жизни.

Гоша Укор. «Тонкая кожа», 2025. | mydecor.ru

Гоша Укор. «Тонкая кожа», 2025.

Юра Мекс & Юля Че. «Черный лев и Золотой слон» и «На манеже»

Дуэт художников Юры Мекса и Юли Че, вдохновившись детским творчеством, создали арт-объекты в стиле цветных эскизов из пластилина. В их проекте центральное место занимает Золотой носорог, который мог бы стать символом древнего Вавилона, рядом с черным африканским львом. Это символическое соединение золота и черного напоминает о древнеегипетской и шумеро-аккадской культурах. В центре работы — фантом «Фокус-Покус»: клоун, который перехитрил сам себя и исчез, не понимая, в каком времени и пространстве находится. Этот элемент игры с реальностью в сочетании с цирковыми аллюзиями создает ощущение абсурда, где цирк становится не только источником радости, но и загадкой.

Юра Мекс & Юля Че. «Черный лев и Золотой слон», 2025. «На манеже», 2025.

Юра Мекс & Юля Че. «Черный лев и Золотой слон», 2025. «На манеже», 2025.

Максим Санталов

Максим Санталов стал одним из тех художников, чьи работы привлекли внимание кураторов благодаря ярким и насыщенным цветам. Возможно, его работы — это эскизы будущих цирков, возможно, даже арены, построенной на Марсе. Для их создания художник использует уникальную технику гравировки по бумаге, процарапывая изображения ножами и дротиками. Каждый штрих, каждый контур вырисовывается с такой точностью, что работы не только излучают энергию и динамику, но и заставляют задуматься о будущем цирковой культуры. На создание одной работы уходит от трех недель до месяца — каждый штрих важен, каждый элемент пропитан физической мощью.

Максим Санталов. «Без названия», 2022.

Максим Санталов. «Без названия», 2022.

Татьяна Токун. «Цирк»

Работы Татьяны Токун — это настоящий фейерверк из текстур и материалов. Плюшевые помпоны, зеркала, стразы Swarovski, радиодетали с блошиных рынков — все эти элементы переплетаются, создавая уникальные арт-объекты. В ее коллекции отражается цирковая эстетика, но через призму неординарных материалов, что придает каждой вещи необычное, порой даже сюрреалистическое звучание.

Татьяна Токун. «Цирк», 2025.

Татьяна Токун. «Цирк», 2025.

Хайк Симонян и Федор Додонов. «Чебурашки»

Мастерская «ФЕДЯ и ХАЙК», основанная Федором Додоновым и Хайком Симоняном, известна своими фэшн-дизайнами и театральными костюмами. В их украшениях встречаются стекло, смола и жемчуг, но особое внимание привлекают броши в виде клоунов и Чебурашек. Изящные фигурки выполнены из стекла, смолы и натурального жемчуга, а в руках у них — апельсины. В рамках выставки художники представили шесть уникальных украшений, созданных специально для этого события.

Хайк Симонян и Федор Додонов. «Чебурашки», 2025.

Хайк Симонян и Федор Додонов. «Чебурашки», 2025.

Грибной принц

Для своей видеоработы Грибной принц изобразил Андрея Бартенева в арт-костюмах в виде бегущего пиксельного человечка. Изначально это был файл, который затем трансформировался в форму, состоящую из шести экранов, создавая эффект архитектурного адреналина. В результате возникла элементарная «хромосома», которую можно многократно воспроизводить по вертикали и горизонтали, всегда достигая гармоничного и мощного визуального воздействия.

Грибной принц.

Грибной принц.

Алла Перова. «Дрессированный комар Джек»

Алла Перова создает костюмы, которые можно назвать настоящими арт-объектами. Сшитые специально для выставки, эти костюмы не просто декоративны — они предлагают зрителю уникальную возможность погрузиться в атмосферу цирка и природы. Используя надувные формы, автор добавляет объем и легкость, а в текстурах костюмов переплетаются цирковые мотивы, такие как акробатика и жонглирование, с природной гармонией. Эти работы свободны для интерпретации, и несмотря на их инсталляционную форму, их можно использовать в реальных карнавальных или театральных перформансах. Подобные костюмы, созданные из обтекаемых форм и без жестких геометрических орнаментов, становятся мостом между искусством и природой, между цирковым искусством и физической реальностью.

Алла Перова. «Дрессированный комар Джек», 2025.

Алла Перова. «Дрессированный комар Джек», 2025.