Скульптор Эрнст Неизвестный.
Культуролог, арт-продюсер, куратор, публицист, коллекционер русского искусства, почетный академик РАХ, основатель художественной галереи «Веллум», сооснователь музея «Бутовский Полигон», автор книги Пари с Хароном» об Эрнсте Неизвестном
Сайт экспертаЭрнст Неизвестный. «Летящий кентавр», 120х200.
Эрнст Неизвестный (9 апреля 1925 — 16 августа 2016), несмотря на свою успешную карьеру в СССР, в эмиграции, в России сейчас все еще остается неизвестным. Мы знаем его трагические и курьезные перипетии с Хрущевым, знаем о популярности и коммерческой востребованности в США и Европе (еще при жизни был открыт его музей в Швеции), помним моду на него в «глянце», знаем политически окрашенную историю времен перестройки. Его ТЭФИ — главный приз киноиндустрии — знает каждая домохозяйка. Но его грандиозное значение для единого художественного процесса русской и мировой культуры до конца не осмыслено и не понято — ни зрителем, ни искусствоведческой мыслью.
Эрнст Неизвестный. «Орфей».
Блеск его востребованности, в какой-то мере гламурности, созданные как коммерческими заказами, так и политической конъюнктурой, заслоняет собой истинное величие большого русского художника, ставшего мировой звездой. Мы не знаем метафизических глубин его творчества, которые действительно оказали огромное влияние на мировые художественные процессы.
В этом году 9 апреля Эрнсту Неизвестному исполнилось бы 100 лет, и в свете данной годовщины его творчество мы предлагаем рассматривать не только как часть истории искусства, но и как отражение культурного кода России.
Эрнст Неизвестный в своей мастерской. За спиной скульптура «Пророк».
Скульптуры «Пророк» и «Аркан повешенный» в саду у дома Эрнста Неизвестного.
Эрнст Неизвестный. Надгробный памятник Н. С. Хрущеву на Новодевичьем кладбище.
Будучи архитектором своих произведений Неизвестный создал новую визуальную лексику, такой стандарт изобразительного языка, который навсегда изменил не только отечественный, но и, в первую очередь, общемировой художественный вкус. Эрнст Неизвестный стал символом противостояния темным сторонам истории, внедряя идею о том, что искусство должно служить не просто отражением действительности, но и путеводной звездой, освещающей путь к будущему.
Эрнст Неизвестный. «Абстракция № 2», 84х130.
За две недели до окончания войны разрывная пуля пробила грудь, выбила три ребра, порвала плевру десантнику Неизвестному. Его, не подающего признаков жизни, сочли погибшим, отправили похоронку родителям и даже успели посмертно наградить за героизм. Бесчеловечность войны стала для молодого человека важным жизненным опытом, навсегда изменившим его отношение к жизни и заставившему по-новому взглянуть на искусство. По его собственным словам, дихотомия «жизнь-смерть» стала фиксацией реальности, «почти навязчивой идеей, способной гораздо полнее и глубже выразить внутреннее состояние души человека».
Эрнст Неизвестный. «Стальная роза», холст, масло, 95х120.
Эрнст Неизвестный изучал художественное мастерство в Суриковском институте одновременно с философией в МГУ и уже к середине 1950-х годов частыми гостями его мастерской на Сретенке стали Константин Мерабишвили, Петр Капица, Лев Ландау. Канонизированный в то время, соцреализм не интересовал молодого скульптора по определению, но он принципиально не хотел уходить в творческое подполье, замыкаться в себе, и настойчиво пытался объяснять суть и смысл своих творческих поисков. На скандальной выставке в Манеже в 1962 году Эрнст Неизвестный стал единственным художником, который посмел не только что-то возразить Никите Хрущеву, но и попытался внятно объяснить ему смысл «дегенеративного искусства».
Барельеф «Портрет Эйзенштейна», МИЭТ.
Тем не менее монументальных заказов у Эрнста Неизвестного было достаточно, он был богат и знаменит. Он оформлял советские НИИ, создавал скульптурные композиции и — причудливая ирония судьбы! — именно Неизвестный создал монумент на могиле Никиты Хрущева на Новодевичьем кладбище. Но ему этого было мало. Как подлинный гений он желал найти нечто большее за пределами обыденной реальности.
Эрнст Неизвестный. Мемориал «Память шахтерам Кузбасса», Кемерово.
Практически все известные работы Неизвестного — и «Древо жизни», и «Орфей», и «Икар» — отмечены настойчивым мотивом преодоления, стихийного рывка к жизни. Как художник Эрнст Неизвестный будто сводит счеты с жизнью слишком для него тесной и узкой. Этот мотив вполне можно назвать титаническим, отчасти стихийно богоборческим. Но богоборчество героев Неизвестного это лишь пока еще смутное осмысление, всем существом своим, своей человеческой мощи, противоречивой в корне своем.
Эрнст Неизвестный. «Перерождение», 100х150.
Его судьба и в дальнейшем была типичной для своей эпохи. Лишь эмиграция в 1976 году в США помогла скульптору добиться мирового признания. Но он упрямо называл себя «русским скульптором в Америке».
Эрнст Неизвестный. «Размышление», 70х110.
В его жизни одни испытания сменялись другими: война, политические интриги, изгнание. Его полвека ругали, а затем превозносили. А он имел смелость оставаться собой, считал, что его «защищают высшие силы», и воссоздавал в своих произведениях мир человека, его язык и душу.
В канун юбилея скульптора Эрнста Неизвестного галерея «Веллум» представляет масштабный мультиформатный проект, который объединит: выставку с участием музейных и частных собраний, издательскую программу с выпуском художественного альбома и художественно-биографической книги, интерактивный спектакль, образовательную программу с лекциями, дискуссиями и public-talk на разных арт-площадках. Финалом года станет показ нового фильма. Кроме того, в рамках проекта «Неизвестный 100» впервые будут демонстрироваться широкой публике некоторые редкие, неопубликованные ранее документы, фотографии и работы скульптора.