Музей Мирового океана в Калининграде
«Планета Океан» Музея Мирового океана в Калининграде
В августе 2025 года открылась первая очередь нового экспозиционного корпуса калининградского Музея Мирового океана — «Планета Океан». Более 13 лет строилось это здание в виде огромного земного шара, которое успело стать символом города. И именно знаками и символами наполнена сама концепция здания, начиная с набережной, на которой оно расположено. Это своеобразная коллекция музея, выставленная напоказ: от научно-исследовательского корабля с космической связью и последнего обитаемого плавучего маяка в мире до подводной лодки из «доатомного» периода и самолета-амфибии.
Зал «Большой Океан»
Зал «Большой Океан»
Новый корпус музея стал своеобразным кораблем науки, который приглашает посетителей исследовать Мировой океан, совмещая три разных экспозиционных формата: классический научный музей с предметной экспозицией, технологический музей, где представлено, например, оборудование и раскрыты особенности его использования и технологии производства, а также эксплораториум, в котором научное познание происходит через действие с помощью интерактивных инсталляций, разработанных специально для Музея Мирового океана.
«Наверное, первое, что приходит на ум, когда говорят о проекте „Планета Океан“, — масштаб. Проект действительно впечатляет и с точки зрения архитектуры, и с точки зрения размера экспозиционного пространства. Это междисциплинарный и, я бы сказала, „полифоничный“ проект. Проект, где подход к сценографии экспозиции позволяет видеть Мировой океан очень по-разному, а значит, и формирует у каждого посетителя собственный фокус знакомства. Океан — это и наука, и красота, и здоровье с радостью, и опасность, и вдохновение, и технологии, и, наконец, колыбель жизни.
Поэтому и формы повествования внутри экспозиции разнятся: от высокотехнологичных экспонатов до low-tech объектов и символических экспозиционных форм. Арт-объекты чередуются с вполне привычными для научных музеев форматами эксплораториума, интерактивные зоны сменяются созерцательными, и все они встроены в единую линию повествования.
Аквариумы, «Планета Океан»
И все это может вдохновить на знакомство очень разных посетителей. Для кого-то первично естественно-научное знание, кто-то мыслит через гуманитарные науки, а кто-то принимает реальность через художественные практики. И всем здесь будет интересно. Возможно, кто-то из юных посетителей, вдохновившись таким знакомством, даже свяжет свою жизнь с познанием Мирового океана в самом широком смысле этого слова. Вдохновение — это очень важно… и это про «Планету Океан».
Где: Калининград, наб. Петра Великого, 1, Музей-заповедник «Музей Мирового океана»
Зал «Большой Океан»
Экспозиция «Эмоции природы, природа эмоций. Пушкинский литературный ландшафт». Пушкинский заповедник, Пушкинские Горы
Эта экспозиция открылась в научно-культурном центре в Пушкинских Горах в 2024 году и стала самой необычной среди выставок Пушкинского заповедника. Она не стремится рассказать посетителю некую историю, а предлагает ему самому понять, как окружающая действительность вдохновляла великого поэта, вдохновиться самому и пройти опыт творческого самовыражения, обращаясь ко всем его органам чувств и ставя во главу угла эмоциональный ракурс восприятия.
Экспозиция стала своеобразной точкой входа в большую историческую выставку Пушкинского заповедника для всех, включая детей, поскольку для них предусмотрен отдельный детский слой экспозиции. Впрочем, посетить ее можно и после «обязательной» экскурсионной программы — выставка устроена так, что помогает понять и прочувствовать атмосферу этих мест вне зависимости от времени года, суток и даже усвоенных знаний.
«Когда мы придумывали фабулу рассказа для новой экспозиции, то целью было не повторять уже существующие экспозиции в Пушкинском заповеднике и не воссоздавать образы природы, так как они и так ярко представлены за стенами усадеб. Мы решили обратиться к эмоционально-чувственной стороне вопроса и показать, как по-разному можно воспринимать природу и какое влияние она может оказывать на человека, сосредоточенного на творчестве.
Первый зал посвящен отношениям Пушкина с природой: как она на него влияла, как отражалась в его произведениях, как с помощью природных образов он отображал те или иные черты характера либо давал контекст действия в своих произведениях, и так далее.
Во втором зале показано, как природа оказывает влияние на людей в целом — это круг жизни, это смена времен года. Здесь можно увидеть, как люди в XIX веке жили в Псковской губернии. Мы показываем это с помощью разных инсталляций, направленных на разные органы восприятия: проекций, демонстрирующих разные виды деятельности, звуковых «этикеток» с музыкой и звуками конкретного времени года, ароматов и запахов той эпохи в разные времена года.
В третьем зале отразили, как другие творцы изображают образы природы в своих произведениях, причем как одни и те же локации заповедника по-разному интерпретируются разными художниками. Последний зал посвящен эмоциям самих посетителей, которые в разных художественных формах могут их проявить: ощутить вдохновение от природы Пушкинского заповедника в том состоянии, в котором она находится на момент посещения экспозиции, и почувствовать себя творцами».
Где: Пушкинские Горы, бульвар им. С. С. Гейченко, д. 1. Научно-культурный центр, Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское»
«Рыбинск в XX веке» в Рыбинском музее-заповеднике
При проектировании экспозиции «Рыбинск в XX веке» задействована идея рассказа о городе через тотальные инсталляции. В каждом периоде одновременно представлен разный исторический масштаб повествования: страна, город, дом и человек. Уровень страны представлен таймлайном значимых событий, города — инсталляциями производственных и общественных объектов, дома — бытовыми предметами, человека — воспоминаниями людей, записанными с помощью аудио- или видео.
Результаты большой собирательской работы, проведенной вместе с музейщиками, уместились в первую очередь экспозиции, охватывающую период с 1914 по 1941 год, и доступны для посетителей с конце 2024 года в восстанавливаемом Мучном гостином дворе.
«У экспозиции „Рыбинск в XX веке“ интересная история. Она должна была стать продолжением классической краеведческой экспозиции, которая находилась в основном здании музея (Хлебная биржа) и заканчивалась началом XX века, и в то же время — символом нового времени, мостом к пониманию сегодняшнего дня.
Приступая к проектированию, все понимали, что ткань истории непрерывна, и хотя экспозиции располагались в разных пространствах, нас интересовало не только то, что разделяет эпохи, но прежде всего то, что их объединяет. В обсуждениях возникла фабула проекта — «Рыбинск — город с характером». Характер волжских жителей, сформированный местоположением, водными траекториями, богатым купечеством, в XX веке проявлялся в разных ситуациях, иногда в совершенно причудливых и неожиданных формах.
Важно, что каждый из залов экспозиции, представляющих периоды XX века, имеет свое настроение и образ. Мятежность и неопределенность, но яркость и динамика 1920-1930-х годов сменяются мрачными годами Второй мировой войны, зал послевоенного времени наполнен солнцем и светом — символами мира, и далее каждый зал — со своим особым настроением времени. Такой подход сопровождает посетителя до последней зоны, где сегодняшний день «рисует» он сам. О будущем города посетители размышляют уже при переходе в XXI век».
Где: Рыбинск, Волжская набережная, 77. Мучной гостиный двор, Рыбинский музей-заповедник
Выставочный проект «Судбищенская битва» в Орловском краеведческом музее
Необходимость создания этой экспозиции возникла, когда обнаружили множество находок, благодаря которым удалось локализовать место, где происходило одно из известных сражений эпохи Ивана Грозного — Судбищенская битва. Задача экспозиции — рассказать о трехвековой истории крымско-ногайских набегов и о ключевой битве.
Музейная сценография проекта выстроена так, чтобы посетитель смог почувствовать характер битв того времени: отряды русских и крымских войск большую часть времени находились в перемещениях, нежели непосредственно в схватке. Так и в выставочном проекте маршрут движения посетителя выстраивается в логике крымского набега, последовательно проходя все этапы: от наступления до отвода войск.
«Подход к концепции был задан командой музея: посетителю предлагали пройти „путь“ битвы через все стадии, чтобы стали ясны не только причины, повлиявшие на сражение, но и характер ведения битв в ту эпоху, лучше понять логику становления государства.
Посетители сначала изучают общеполитические предпосылки, затем подробно разбирают маршруты движения войск и ход сражения. Далее с помощью современных художественных и мультимедийных средств могут представить яркие моменты сражения в роликах проекций.
Завершает экспозицию раздел об основании города Орел, как одной из оборонительных крепостей Большой засечной черты. Таким образом посетитель понимает, что одно сражение из летописей повлияло на формирование истории Государства Российского.
Любопытно, что Ивану Грозному на тот момент было всего 27 лет! Мы всегда его представляем взрослым мужчиной или грозным старцем, а на тот момент он был по сути молодым мужчиной, но уже полководцем во цвете лет».
Где: Орел, ул. Гостиная, 2. Орловский краеведческий музей
Музей земства и градостроительной истории в Крапивне
В небольшом, но хорошо сохранившемся городке в Тульской области — Крапивне — четыре года назад открылся Музей земства и градостроительной истории, филиал музея-усадьбы «Ясная Поляна». Это событие стало важной точкой в самосознании крапивенцев, усилив их любовь к родным местам.
Музей земства и градостроительной истории, Крапивна
Посетитель экспозиции сразу погружается в историю города и российского градостроительства во времена существования Большой засечной черты в этих местах. Далее экспозиция знакомит посетителя с эпохой реформы земского самоуправления, подробно освещая все аспекты общественной жизни страны, губернии и города. Сценография экспозиции вписывает Крапивну в общероссийскую историю и культуру, погружая посетителей в, пожалуй, самое подробное описание истории и быта земств.
Роль Льва Николаевича Толстого, земствовавшего в Крапивенском уезде и активно участвовавшего в работе органов земского самоуправления и мировых судов, делает погружение в экспозицию совершенно особенным, так как раскрывает Толстого не только как великого писателя, но и как общественного деятеля.
«Уездный город Крапивна (К) — уникален своей типичностью. Эту фразу можно было бы сделать эпиграфом к Музею земства и градостроительной истории, если бы не несколько значимых „но“. Во-первых, везде, где появляется имя Льва Николаевича Толстого ощущается масштаб и величие, а именно здесь, в Крапивне, он земствовал, занимая разные должности. Ситуация, конечно, нетипичная.
Во-вторых, Музей земства и градостроительной истории в Крапивне — это единственная на текущий момент попытка раскрыть явление земства в самом широком смысле этого слова. Где-то есть отдельные тематические зоны, есть выделенные сюжетные линии, но музея, который рассматривал земство столь масштабно — нет.
Ну и наконец к реальной типичности. Да, Крапивна, тот самый «типичный» уездный город XVIII–XIX веков, который мы встречаем в литературе, исторических документах, однако сохранив в силу разных причин эту самую городскую среду и топологию города нетронутой, он стал уникальным.
Подход к сценографии в целом и решения экспозиции в частности раскрывают эти сюжетные линии. Интерактивная книга городских строений, отражающая регулярность планировки и типичность фасадов, первая земская почта и возможность «пообщаться» с земским почтальоном, звонок государственным деятелям и писателям с целью «обсудить» земство. Все эти и многие другие, казалось бы, «игровые объекты» — часть большой проделанной работы по аккумулированию и репрезентации знаний о земстве.
Мне кажется, на сегодняшний день, нет более полной и объемной «энциклопедии» по земству, выполненной в формате научно-популярного знания. Ну а то, что это не просто линейный формат повествования, а реальное пространство — свидетель времени, наполненное образами, объектами, игровыми механиками и инсталляциями — делает этот проект действительно особенным. Проектом «собирающим» грани «земской» реальности в единую картину повествования».
Где: Тульская обл., Щекинский р-н, с. Крапивна, ул. Коммунаров, д. 40. Музей земства и градостроительной истории, филиал Государственного мемориального и природного заповедника «Музей-усадьба Л. Н. Толстого „Ясная Поляна“» https://ypmuseum.ru
Экспозиция «Университет в лаптях» в детском центре толстовской педагогики «Муравейное братство» в Ясной Поляне
В новом детском центре «Муравейное братство» музея-усадьбы «Ясная Поляна» создана постоянная экспозиция «Университет в лаптях», которая показывает Льва Толстого как прогрессивного педагога, создавшего собственную систему, принципы которой остаются актуальными и сейчас.
Экспозиция сделана в первую очередь для детей, однако многослойность сценографии делает ее интересной и взрослым. Для детей спроектированы интерактивные инсталляции, погружающие в атмосферу и быт Ясной Поляны XIX века. Дети могут также попробовать пройти самые разные упражнения и игры по разным дисциплинам по канонам толстовской азбуки.
Взрослые смогут увидеть ряд подлинных предметов, ранее не выставлявшихся, и узнать историю о том, как Толстой исследовал европейские педагогические системы и как пришёл к созданию собственной, которую стал реализовывать в Ясной Поляне с крестьянскими детьми.
«Каждый уголок усадьбы несет на себе отпечаток взгляда, руки и мысли Льва Николаевича. Нашей задачей, в первую очередь как музейных проектировщиков, было прочувствовать и сохранить атмосферу места, ценную для семьи Толстых и его потомков. И это задача не про прямое копирование школы, а про осмысление прошлого и раскрытие его по-новому через актуальные формы.
Например, если мы обращаемся к столам и лавкам, которые видели дети XIX века, и используем в современном интерьере, то адаптируем их к дню сегодняшнему. Нет задачи создавать машину времени: невозможно перенестись в прошлое. Но есть задача показать сегодняшнему человеку, как жили люди в ту или иную эпоху, чем занимались, как думали. А чтобы это передать, нужно нечто большее чем просто построить площадку и сделать красиво. Это, прежде всего, работа с содержанием — контекстом.
Мы опирались с одной стороны на исторические данные, архивные материалы, педагогические труды Льва Толстого, дневниковые записи, предметный ряд, отсылающий к образам усадьбы и того мира, в котором жил писатель и вёл свои наблюдения, а с другой стороны — на передовой опыт проектирования современных музейных пространств для детей».
Где: Тульская область, Щекинский район, п/о Ясная Поляна, Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л. Н. Толстого „Ясная Поляна““