Студия эстетики тела Bel Corpo в Москве. Проект Babayants Architects. | Источник: Сергей Красюк стиль: Наталья Онуфрейчук

Студия эстетики тела Bel Corpo в Москве. Проект Babayants Architects.

Фото
Сергей Красюк стиль: Наталья Онуфрейчук

Мы воспринимаем мир через дуальности: порядок и хаос, логика и интуиция. Сегодня особенно ощущается контраст между развивающимся искусственным интеллектом — рациональным, логичным — и иррациональным, живым, спонтанным человеком. Человек все больше ценит, вслушивается и проявляет свою эмоциональность и изменчивость. В этом контексте дизайн и архитектура все чаще становится языком тонкого взаимодействия, от которого ждут не только функции, но и эмпатии, эмоций, смысла.

Здесь архитектор становится своего рода режиссером восприятия. Его задача — выстроить сценарий взаимодействия человека с пространством. В этих сценариях мы нашли схожие принципы, что и в драматургии: мотив, ритм, кульминация. Этот подход — назовем его «драматургия проектирования» — становится ключом к созданию пространств, способных вызывать эмоциональный отклик у человека. Ниже мы рассмотрим его основные приемы и покажем, как они работают в наших проектах.

Протагонист, монтаж и смена ракурсов

В пространстве, как и в произведении, существует главный герой. Архитектурный протагонист задает акцент, вокруг которого развивается пространство. В лобби жилого комплекса лестница — не функциональный элемент, а композиционный центр, пронзающий объем как стрела. По мере движения по пространству взгляд встречает новые ракурсы: лестница раскрывается по-разному, то строго, то почти театрально. Назовем это — монтаж в архитектуре.

Проект Babayants Architects.

Проект Babayants Architects.

Проект Babayants Architects.

Проект Babayants Architects.

Повтор и мотив

Повтор в архитектуре работает как музыкальный рефрен — формирует целостность: усиливает восприятие и узнаваемость. В этом же проекте этот прием реализован через повторяющиеся элементы — деревянные стеллажи и мягкие световые панели из ткани, которые перетекают из одной зоны в другую.

Проект Babayants Architects.

Проект Babayants Architects.

Проект Babayants Architects.

Проект Babayants Architects.

Удержание внимания, эффект вовлеченности

Внимание — один из самых ценных ресурсов современного человека. Архитектура может удерживать его — не сиюминутным эффектом, а глубинной вовлеченностью. В интерьере офисной башни это реализовано через работу с материалами. В качестве основного ключевого мы выбрали редко используемый в интерьерах материал — необработанный клинкерный кирпич. Он вызывает интерес своей выразительной, тактильной фактурой.

Проект Babayants Architects.

Проект Babayants Architects.

Проект Babayants Architects.

Проект Babayants Architects.

Дополняют образ архитектурные порталы с внутренними «окнами». Такая система взглядов и перекрестных визуальных связей создает насыщенное, живое восприятие. Это также работает как монтаж в кино — вовлекает гостей в пространство, дает возможность открывать новые сюжеты с разных точек.

Проект Babayants Architects.

Проект Babayants Architects.

Проект Babayants Architects.

Проект Babayants Architects.

Иммерсивное повествование

Пространство может разворачиваться постепенно — слой за слоем — от момента первого визуального контакта до центральной композиции. В проекте камерного жилого дома в историческом центре Москвы интерьер раскрывается через неожиданные формы, плавные линии, насыщенный моноцвет. По пути движения появляются новые слои смыслов и ощущений. Детали поддерживают образ театрального действия. Перевернутая арка с биокамином — метафора театрального занавеса. Глянцевая полусфера на потолке — источник света и проекция, которая собирает мебельную композицию.

Проект Babayants Architects.

Проект Babayants Architects.

Проект Babayants Architects.

Проект Babayants Architects.

Мизансцена и ось действия

Мизансцена и ось действия в архитектуре — это инструменты направления взгляда, основа для построения логики движения и восприятия. В интерьере офиса продаж ключевым элементом становится центральная ось, пронизывающая весь объем. На ней «выстраиваются» функциональные зоны, архитектурные акценты и источники света

Проект Babayants Architects.
Проект Babayants Architects.

Проект Babayants Architects.

Световая драматургия

Интерьер построен вокруг игры света и объемов. В перекрытии мы вырезали атриум и установили декоративные бетонные блоки, через которые в пространство бликами попадает естественный свет. Авторские светильники задают теплый акцент и формируют атмосферу в вечернее время. Градиентные стеклянные перегородки рассеивают свет, создавая эффект туманности — словно занавес, раскрывающий новое пространство. Свет здесь не просто освещает, а управляет восприятием и движением.

Проект Babayants Architects.

Проект Babayants Architects.

Проект Babayants Architects.

Проект Babayants Architects.

Ритм

Ритм — универсальный принцип, знакомый в музыке, поэзии и архитектуре. Он может быть динамичным или размеренным, но всегда задает восприятие. В интерьере лобби жилого комплекса ритм формируют стеклянные картриджи, которые расположены вдоль стены и интегрируются в стеллаж. Они создают визуальное течение и связывают разные зоны пространства.

Проект Babayants Architects.

Проект Babayants Architects.

Сценический акцент

Каждая история нуждается в кульминации — моменте, где эмоция достигает своего пика. В архитектуре такой эффект может создаваться через точку фокуса. В проекте велком-центра туристическо-рекреационного комплекса на Байкале композиция, приподнятая над уровнем пола, становится смысловым центром. Она не только вбирает в себя образы местной культуры — световой фонарь, встроенный в ее ядро, формирует «сценический акцент». Человек здесь становится в центре композиции. Это некая метафора на реальность, которая может бать возможность каждому встать на сцену, заявить о себе, быть услышанным.

Проект Babayants Architects.

Проект Babayants Architects.

Проект Babayants Architects.

Проект Babayants Architects.

Драматургия проектирования — это не стилистика, это способ взаимодействия с восприятием. Пространство может обретать художественную полноту, встраиваясь в повседневность человека и незаметно настраивая его, как камертон, на определенную волну. Цель архитекторов — чтобы эта волна была позитивной, вдохновляющей, целительной. Человек может выйти из пространства немного другим — отдохнувшим, полным сил или идей, удивлённым или умиротворенным. Тогда можно сказать, что архитектура заговорила на языке эмоций.

Квартира в Москве. Проект Babayants Architects.

Квартира в Москве. Проект Babayants Architects.