«Я иду искать!»: выставка в «Царицыно», где традиция встречается с современностью | Источник: архивы пресс-служб
Фото

архивы пресс-служб

Немного предыстории

Музей-заповедник «Царицыно» — это не только хранитель культурного наследия, но и живая лаборатория, в которой народное творчество переосмысливается через призму современного искусства. В этом месте, где прошлое переплетается с настоящим, рождаются новые смыслы, а традиция становится источником вдохновения для художников и зрителей.

В этом диалоге, в исследовании декоративно-прикладного искусства и экспериментальных форм, «Царицыно» утверждает себя как музей будущего — место, где история и современность не противостоят, а взаимно обогащают друг друга, создавая уникальный культурный опыт. И выставка-эксперимент «Я иду искать!» — лучшее тому подтверждение. Ее авторы взаимодействуют с историей, фольклором, традиционными мотивами в творчестве, находят новые грани в народном искусстве, как уже было ранее на выставке «В поисках народного искусства» (даже названия созвучны — тоже элемент преемственности).

Художник Андрей Бартенев со своими объектами. | Источник: архивы пресс-служб

Художник Андрей Бартенев со своими объектами.

Фото

архивы пресс-служб

Новые проект показывает взгляд современных художников на ключевые этапы человеческой жизни — те переходные моменты, которые каждый человек переживает вне зависимости от эпохи, национальности или вероисповедания. Каждый участник проекта создал работы, посвященные универсальным темам: от рождения до свадьбы, от смены времён года до выбора профессии.

Зал «Застолье»

Первый зал выставки погружает зрителя в сердце коллективного ритуала — застолье, где встречаются прошлое и настоящее, живые и ушедшие, традиция и эксперимент. Застолье — это и трапеза, и обряд, в котором каждый жест, каждое слово и предмет могут быть наполнены смыслом.

В традиционной культуре застолье — это полноценный ритуал с приветствиями, тостами, совместным вкушением блюд, застольными песнями. Оно объединяет людей, укрепляет связи и формирует память. Но застолье — это еще и точка отсчета для нового пути. Как богатырь в былине, сидящий за княжеским столом перед подвигом, посетитель начинает свое путешествие по выставке именно здесь — в месте, где собираются силы и определяются намерения.

Арт-объект «Пир горой». Творческий союз «Планетянин». | Источник: архивы пресс-служб

Арт-объект «Пир горой». Творческий союз «Планетянин».

Фото

архивы пресс-служб

Отсюда расходятся две дороги: направо — к залам перемен, налево — к пространствам личного выбора. Каждый следующий зал — новый этап пути, полный испытаний, открытий, встреч и прощаний. А в финале — свадьба, где застолье вновь собирает всех, чтобы отпраздновать завершение одного цикла и начало нового.

Здесь зритель — не просто наблюдатель, а гость, приглашенный к столу, где традиция и современность сливаются в едином многоголосии. В первом зале расположены и экспонаты из коллекции музея-заповедника «Царицыно», и это неслучайно: народная наивная деревянная скульптура (скульптуры «Гармонист» и «Певица». Владимир Зазнобин. СССР, РСФСР, Ярославская обл. 1979 г.) вступает в диалог с современной деревянной скульптурой, несущей в себе все признаки наивной.

Источник: архивы пресс-служб
Фото

архивы пресс-служб

Источник: архивы пресс-служб
Фото

архивы пресс-служб

Инсталляция «Пир-гора» создана специально для выставки творческим союзом «Планетянин». Евгений Гриневич и Наталья Куликова — художники и супруги, работающие под единым «брендом». Их творчество вдохновлено сказками, фантастикой и путешествиями.

Источник: архивы пресс-служб
Фото

архивы пресс-служб

Стол в их инсталляции становится центром символического обряда. Художники используют простые формы и традиционные материалы: дерево, роспись, ручные инструменты. Работа состоит из пирамиды праздничных столов с ножками в цветах березы и 165 персонажей всех видов и мастей. Зритель становится соучастником ритуала, где угощения незримы, но тем сильнее акцент на воображение. Ироничные, почти сказочные образы «Пир-горы» оживают в этом диалоге между реальностью и фантазией.

Источник: архивы пресс-служб
Фото

архивы пресс-служб

Направо пойдешь…

Навигация выставки подчинена сказочным канонам. Помните, там всегда героя оказывался на распутье, где ничего хорошего выбор никогда не сулил. Тут же, напротив, выбор, как бы страшно он ни звучал, приведет в залы с интереснейшими инсталляциями. Но важно помнить, что движение направо будет движением в сторону изучения тех перемен и переходов, на которые мы повлиять не можем. Слева же будут залы, посвященные тому выбору, который мы делаем сами, в котором мы активны, и который во многом решает нашу судьбу.

Источник: архивы пресс-служб
Фото

архивы пресс-служб

Зал «Зима-лето»

За порогом застолья начинается путешествие по вечному кругу природы. Смена сезонов — это не просто чередование холода и тепла, а космический танец противоположностей: жизни и смерти, света и тьмы. Календарные обряды, сопровождающие переход от зимы к лету, — это попытка человека упорядочить время, призвать благополучие и отогнать злые силы.

В этом зале располагается кинетическая картина «Зима–лето»: Алексей Трегубов также создал ее специально для выставки. Автор играет с восприятием: если в театре зритель неподвижен, а действие динамично, а в музее — наоборот, то здесь художник соединяет оба подхода. Картина меняется на глазах у изумленной публики. Пять минут назад перед тобой был летний пейзаж, а теперь деревья уже заметает снег Эта работа — «машина времени», где плавная смена образов становится метафорой временности.

Живо дополняют полотно удивительные артефакты «Станок для смазки лыж Игоря» и «Тележка-тачка Андрея» из художественно-антропологического проекта Владимира Архипова «Музей самодельной вещи» (1994 — настоящее время). Утилитарные вещи превращаются в символы цикличности. Демонстрация зимних и летних предметов рядом визуализирует извечную подготовку к смене сезонов.

Источник: архивы пресс-служб
Фото

архивы пресс-служб

Зал «День-ночь»

День и ночь — фундаментальная оппозиция, отражающая мировой порядок: свет и тьму, жизнь и смерть, активность и покой. И вновь Алексей Трегубов радует нас живыми картинами. Три интерактивных инсталляции, которые также созданы специально для выставки, позволяют играть с ними даже ребенку (тут и ступеньки есть, чтобы подобраться поближе). Художник создает вращающиеся двусторонние панели, где одна сторона — день, другая — ночь. Зритель может переворачивать их, становясь соавтором произведения.

Рядом — «Антенна Альберта и Ивана Хмелевых» (гибрид телевизионной антенны и велосипеда). Этот объект соединяет технический прогресс с природными ритмами. Телевизор структурирует время, а велосипед напоминает о бесконечности.

Самодельная «Антенна Альберта и Ивана Хмелевых». | Источник: архивы пресс-служб

Самодельная «Антенна Альберта и Ивана Хмелевых».

Фото

архивы пресс-служб

Зал «Сон-Явь-Смерть»

Многоуровневая, многогранная, многоярусная инсталляция Марии Трегубовой исследует взаимосвязь трех состояний человеческого бытия, которые в народной традиции воспринимались как единый переходный процесс. Художница создает произведение, размывающее границы между реальностью и вечным сном, где зритель оказывается в роли театрального художника, работающего над спектаклем «Спящая царевна».

Источник: архивы пресс-служб
Фото

архивы пресс-служб

Источник: архивы пресс-служб
Фото

архивы пресс-служб

Мария обыгрывает древние представления о сне как «семиотическом окне» в иные миры, когда душа, покидая тело, путешествует между мирами живых и мертвых, временно освобождаясь от социальных ролей и земных ограничений. Через современные художественные средства Трегубова воссоздает это пограничное состояние сознания, где сновидения переплетаются с явью, а жизнь незаметно перетекает в смерть, предлагая зрителю задуматься о хрупкости границ между разными измерениями человеческого существования.

Источник: архивы пресс-служб
Фото

архивы пресс-служб

Источник: архивы пресс-служб
Фото

архивы пресс-служб

Источник: архивы пресс-служб
Фото

архивы пресс-служб

Налево пойдешь…

Зал «Рождение»

Рождение — первый переход в жизни человека, окруженный древними обрядами.

Ольга Божко и Ирина Корина создали инсталляцию «Берегиня» — тканевый лабиринт, где всякое движение отдается звуком нежнейших колокольчиков. Каждый твой шаг (даже в неизвестность) значим, он вызывает отклик окружающей действительности, он оставляет след, как и ты сам. Ты важен. Этот лабиринт из тканевых коридоров, — место, где посетитель проходит через символическое перерождение. Это одновременно и аллюзия на наш непростой приход в мир, и на саму жизнь, где мы часто выбираем направление вслепую или вынуждены блуждать, не зная, что за поворотом (хоть в темных коридорах бюрократических инстанций, хоть в хитросплетениях человеческих отношений).

Источник: архивы пресс-служб
Фото

архивы пресс-служб

Зал «Взросление»

В этом зале соседствуют два экспоната. Алла Урбан представила«Дом-выползок» из сброшенных змеиных шкурок. Хрупкий дом без дверей символизирует прошлое, которое остается в памяти, но больше недоступно. А Александр Шишкин-Хокусай придумал для выставки совершенно небывалую арт-видеоигру «Млечный путь». Да, вы все верно поняли: в нее прямо на выставке можно играть, самый натуральный джойстик в пне прилагается. Игра, кстати, исследует связь поколений и трудности сепарации через метафоры сказочного путешествия мальчика и старухи.

Источник: архивы пресс-служб
Фото

архивы пресс-служб

Зал «Профессия»

Это пространство раскрывает глубинный смысл профессионального призвания как связующего звена между личностью и обществом, где труд становится не просто способом существования, но и формой культурного самовыражения. В этом пространстве несколько художников создали уникальную инсталляцию в жанре «призрачного театра», где голографические проекции оживляют расхожие в русской народной культуре артефакты — матрешку, балалайку и самовар, превращая их в участников современного перформанса о профессиональном героизме. Эта работа обыгрывает ритуалы прославления различных профессий — от гимнастов до космонавтов, демонстрируя, как древние традиции продолжают жить в новых формах.

Источник: архивы пресс-служб
Фото

архивы пресс-служб

Источник: архивы пресс-служб
Фото

архивы пресс-служб

Зал «Проводы»

А тут комфортно расположилась целая избушка (так и хочется добавить про куриные ножки, но нет). Изба погружает зрителя в сакральное пространство прощания, правда, тут отправляют не в последний путь, а… замуж. Впрочем, как объясняет автор Ульяна Подкорытова, раньше день перед свадьбой считался днем перерождения, девушка меняла саму свою суть, становясь женщиной. И художница средствами современного искусства воссоздает древние обряды перехода. Ее аудиовизуальная инсталляция переносит посетителя в сказочную избу с цифровыми окнами, через которые незнакомцы совершают ритуальные жесты прощания, а внезапное движение всего пространства создает эффект мистического путешествия.

Этот многогранный проект, сочетающий фольклорные мотивы с новейшими технологиями, исследует вечные темы памяти и идентичности, где традиционный символ дома неожиданно превращается в транспорт между мирами, напоминая о том, что ритуалы проводов остаются неотъемлемой частью человеческого существования во все времена.

Источник: архивы пресс-служб
Фото

архивы пресс-служб

Источник: архивы пресс-служб
Источник: архивы пресс-служб
Фото

архивы пресс-служб

Зал «Свадьба»

Аудио-визуальная инсталляция «Радость-свадьба с подменой невесты» состоит из костюмов Андрея Бартенева, усыпанных ликами человекоподобных полярных сов, под музыку Владимира Раннева на текст Евгении Некрасовой (она же, кстати, собирала народные и придумывала авторские присказки, которыми украшены залы и ведущие на выставку лестницы). Этот зал — яркий, карнавальный проект, где фольклорные мотивы переплетаются с современным искусством. Вокальные партии исполнил ансамбль N'Caged. В какой-то момент может показаться, что ты и впрямь попал на шумное застолье с редким многоголосием, в котором никто не слышит друг друга. Или слышит, но не может понять? Оставим этот вопрос открытым, ведь этот зал-перформанс — определенно еще и диалог со зрителем.

Источник: архивы пресс-служб
Фото

архивы пресс-служб

Источник: архивы пресс-служб
Фото

архивы пресс-служб

Выставка «Я иду искать!» в «Царицыно» — это не просто последовательность залов, а цельное художественное высказывание о природе человеческих переходов. Каждая инсталляция сохраняет связь с традицией, но при этом говорит на языке современного искусства, создавая уникальный опыт для зрителя. Здесь народность — не лубок и не застывшее явление, а новый культурный код.

Источник: архивы пресс-служб
Фото

архивы пресс-служб