Катя Шинкарева. «Воздух», 2023-2025
Магомед Кажлаев начал писать абстрактные картины более пятидесяти лет назад, в 1970 году. За это время его работы не раз менялись: пейзажи уступали место композициям без названия, яркие экспрессивные пятна — монохромному серуму, нежные лессировки — плотным, гладким поверхностям.
Магомед Кажлаев. «Город женщин — 2». Армированная бумага, масло. 2001
Некоторые работы буквально складываются из многочисленных слоев нагруженных краской бумаг, словно культурные слои разных эпох. Наполненный живописной массой холст то вдруг подвергается вторжению линии, «взрезающей» поверхность, то покрывается сетью орнаментов, сложенных из повторяющихся неровных эллипсов, дуг, квадратов. Да и не орнаменты это вовсе, если верить авторским названиям, а «Звездное небо», «Забытый адрес», «Письмо иноверца», «Нить Ариадны».
Магомед Кажлаев. «Письмо иноверца 8». Холст, акрил. 2002
Магомед Кажлаев. «Декабрь, середина… или звезда». Холст, акрил. 2006
Куратор Виталий Пацюков отметил, что «композиции Магомеда Кажлаева в своих деталях и подробностях проявляют творческое единение с алфавитом высоких знаковых художественных систем».
Это сходство усиливается в композициях с текстами, странными и загадочными, в которых автор подчас будто путает языки, «произнося» непривычные, неопознаваемые слова. Обрывистые, короткие фразы сменяются «пересчетом» устойчивых словосочетаний: армянский коньяк, дагестанские канатоходцы, вологодское кружево.
Магомед Кажлаев. «Хляби небесные». Холст, масло. 2002
Слова вступают в противоборство с живописью и в то же время становятся одной из основ композиций. В подобном столкновении хаотичности и завершенности, колористического богатства и сдержанности палитры и состоит содержание искусства Магомеда Кажлаева.
Магомед Кажлаев. Из цикла «Диалог». Армированная бумага, масло. 2005
Новая серия произведений Кати Шинкаревой построена на личном взгляде на окружающий мир. Совокупность случайных впечатлений становится фильтром, сквозь который автор улавливает действительность. Ее живописные работы строятся на игре абстрактных форм и световых контрастов, из которых складываются таинственные пейзажи.
Катя Шинкарева. Novus. 2023-2025
В некоторых деталях серии «Совокупность случайностей» можно уловить контуры знакомых природных форм, словно растворяющихся в глубине цвета. В то же время другие части композиции насыщены контрастами света и тени, создающими напряжение и ощущение движения.
Когда: 23 мая — 22 июня 2025 года
Где: Москва, Sistema Gallery, Бобров пер., 4, стр. 4
Катя Шинкарева. «Молекулы». 2023-2025