Алексей Рыбников. «Апокалипсис». 1918.  | Источник: ГМИ Каракалпакстана им. И. В. Савицкого

Алексей Рыбников. «Апокалипсис». 1918.

Фото

ГМИ Каракалпакстана им. И. В. Савицкого

Выставка «Свет между мирами» в музее «Новый Иерусалим» позволит по-новому взглянуть на художественный процесс 1920-х — 1930-х годов во всей его сложности и многообразии​. Это первый за многие годы международный проект, который объединяет две редких музейных коллекции.

В экспозиции покажут более 160 живописных и графических работ 40 художников, в числе которых Александр Волков, Соломон Никритин, Александр Шевченко, Климент Редько и другие, — из коллекций Музея «Новый Иерусалим» и Музея искусств Республики Каракалпакстан имени И. В. Савицкого.

Николай Витинг. «На заводе „Серп и молот“». 1927. | Источник: Музей «Новый Иерусалим»

Николай Витинг. «На заводе „Серп и молот“». 1927.

Фото

Музей «Новый Иерусалим»

«Это первый за многие годы международный проект, объединяющий значимые и при этом столь различные коллекции, как собрания Музея „Новый Иерусалим“ и Музея Савицкого. — рассказывает Гаянэ Умерова, председатель Фонда развития культуры и искусства Узбекистана, — Вместе они раскрывают забытые или искажённые страницы истории искусства, позволяют взглянуть на 1920–1930-е не только как на противостояние авангарда и соцреализма, но как на время поиска нового художественного языка, внутренней свободы и эксперимента».

Михаил Соколов. «Серый день». Конец 1930-х.  | Источник: ГМИ Каракалпакстана им. И. В. Савицкого

Михаил Соколов. «Серый день». Конец 1930-х.

Фото

ГМИ Каракалпакстана им. И. В. Савицкого

Отдельная тема выставки — история «музейного строительства». Оба собрания формировались в условиях, когда многие произведения искусства оставались вне официального культурного поля. Благодаря смелости и личным качествам Игоря Савицкого, сохранившего то, что было отвергнуто системой, в музее Нукуса удалось собрать масштабную и уникальную коллекцию.

Николай Карахан «Поливальщики», 1930.  | Источник: ГМИ Каракалпакстана им. И. В. Савицкого

Николай Карахан «Поливальщики», 1930.

Фото

ГМИ Каракалпакстана им. И. В. Савицкого

Формирование коллекции искусства XX века в Музее «Новый Иерусалим» началось в середине 1980-х годов, когда музей ещё находился на территории монастыря и был областным краеведческим. Комплектование фондов работами художников XX столетия происходило в «Новом Иерусалиме» с чистого листа при поддержке директора Василия Нижегородова и было делом частной инициативы сотрудников музея.

Нина Симонович-Ефимова. «Спуск по реке». 1920-30-е.  | Источник: Музей «Новый Иерусалим»

Нина Симонович-Ефимова. «Спуск по реке». 1920-30-е.

Фото

Музей «Новый Иерусалим»

Ефросинья Ермилова-Платова. «Древо жизни». 1933. | Источник: Музей «Новый Иерусалим»

Ефросинья Ермилова-Платова. «Древо жизни». 1933.

Фото

Музей «Новый Иерусалим»

Экспозиция выстроена по темам, отражающим поиски художников 1920–1930-х годов. В разделе «Мастера нового Востока» представлены работы, формирующие образ Востока и национального модернизма (Александр Волков, Николай Карахан, Урал Тансыкбаев и другие).

Александр Волков. «На работу. Утро в Шахимардане». 1932  | Источник: Музей «Новый Иерусалим»

Александр Волков. «На работу. Утро в Шахимардане». 1932

Фото

Музей «Новый Иерусалим»

«Лица времени» посвящены портрету как хронике эпохи и исследованию типажей нового общества. «Метафизика 1920–1930-х» обращается к философским поискам Климента Редько и Соломона Никритина, которые стремились отобразить на холсте стремительные перемещения человека во времени и пространстве, борьбу индустрии и природы, напряжение космических и земных сил, колебания радиоволн.

Соломон Никритин. «Портрет девушки в красном». 1935.  | Источник: ГМИ Каракалпакстана им. И. В. Савицкого

Соломон Никритин. «Портрет девушки в красном». 1935.

Фото

ГМИ Каракалпакстана им. И. В. Савицкого

Александр Волков. «Демон». 1913–1914.  | Источник: Музей «Новый Иерусалим»

Александр Волков. «Демон». 1913–1914.

Фото

Музей «Новый Иерусалим»

Раздел «Открытие нового мира. Объединение „Цех живописцев“» посвящён художникам — Александру Шевченко, Ростиславу Барто, Николаю Витингу и другим, — отстаивавшим значимость станковой живописи как носителя духовного опыта и подлинных смыслов истории на фоне увлечения индустриальным производством и дизайном. Каждый из разделов подчеркивает полифонию и экспериментальный дух времени, сохраняя уникальность авторских высказываний.

Александр Шевченко. «Крымский пейзаж». 1936  | Источник: ГМИ Республики Каракалпакстан имени И. В. Савицкого

Александр Шевченко. «Крымский пейзаж». 1936

Фото

ГМИ Республики Каракалпакстан имени И. В. Савицкого

Ростислав Барто. «Всадник. Дербент». 1933.  | Источник: Музей «Новый Иерусалим»

Ростислав Барто. «Всадник. Дербент». 1933.

Фото

Музей «Новый Иерусалим»

Частью выставки станут звуковые инсталляции: посетители смогут услышать «голоса» представленных на выставке художников, чьи высказывания будут сопровождаться музыкой — от классических произведений до почти забытых сочинений советских композиторов 1920–1930-х годов.

Когда: 30 мая — 8 ноября 2025 года

Где: Московская область, Музей «Новый Иерусалим»

Ольга Соколова. «Карусель под Самаркандом». 1935.  | Источник: Музей «Новый Иерусалим»

Ольга Соколова. «Карусель под Самаркандом». 1935.

Фото

Музей «Новый Иерусалим»