Ле Грей. «Бриг на воде». 1856 г.
Центр визуальной культуры Béton открывает в Москве выставку «Шедевры ранней фотографии». На ней можно увидеть работы, созданными выдающимися мастерами фотографии в самом начале ее истории. Сейчас их произведения хранятся в ведущих музеях и частных собраниях мира: Музее Виктории и Альберта в Лондоне, Метрополитен-музее и МоМА в Нью-Йорке, Музее Гетти в Лос-Анджелесе, Музея Орсе и в Национальной библиотеке Франции в Париже.
Димитрис Константинос. «Афинский акрополь. Парфенон». 1850–1860-е гг. Альбуминовый отпечаток.
Генри Робинсон. «Летний вечер». 1860-е гг. Альбуминовый отпечаток.
С момента появления фотографии одной из главных областей ее применения был сбор информации о мире вокруг. Лишь позже появились разновидности средовой съемки. Так, в научной сфере важное значение играли изображения, помогавшие решать топографические и инженерные задачи; в художественной практике пейзажные и архитектурные снимки использовали для замещения натуры; а съемки архитектуры фиксировали значимые объекты.
Вместе с практическим применением фотографии стали появляться и кадры для развлечения публики, жаждавшей впечатлений, но не имевшей возможности ездить в разные страны
Карло Понти. «Вид с Кампанилы Сан Марко на Гранд Канал». 1860-e гг.
Карло Понти. «Вид на площадь Сан Марко, снятый с острова Сан Джорджо Маджоре». 1865.
Важной вехой в истории фотографии стало появление портретной съемки. Сперва из-за технических сложностей фотопортреты фиксировали лишь особенности внешности модели, чтобы сохранить память о знакомом человеке или создать визуальное представление о типичном облике того или иного представителя сообщества.
Дэвид Хилл и Роберт Адамсон. «Портрет Джеймса Баллантайна». 1843–1847 гг.
Торвальд Митрейтер. «Болгарка». 1870-е гг.
Степан Вишневский. «Персиянин». Из альбома «Виды и типы Астраханской губернии». 1866 г.
Степан Вишневский. «Калмыцкая княгиня». Из альбома «Виды и типы Астраханской губернии». 1866 г. Альбуминовый отпечаток.
Экспозиция «Шедевры ранней фотографии» включает более 70 работ зарубежных и отечественных мастеров, таких как Дэвид Хилл и Роберт Адамсон, Эдуард Бальдю, Анри Ле Сек, Гюстав Ле Грей, Гаврила Рюмин, Степан Вишневский. Особый интерес представляет фотографическая марина Ле Грея «Бриг на воде», положившая начало фотомонтажу в пейзажной фотографии.
Важную часть мирового культурного наследия составляют и раскрашенные вручную стереодагеротипы, выполненные фотоателье «Т. Шнайдер и сыновья», на которых запечатлены интерьеры дворца Зинаиды Юсуповой на Литейном проспекте в Санкт-Петербурге.
Когда: 29 августа — 16 ноября 2025 года
Где: Москва, Центр визуальной культуры Béton, Якиманская набережная, дом 2, к. 1
Братья Алинари. «Кампанила Джотто. Флоренция». 1855 г.