Кузнецов Павел Варфоломеевич. «Сбор гусениц». 2-я половина 1930-х гг. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева. | Источник: архивы пресс-служб

Кузнецов Павел Варфоломеевич. «Сбор гусениц». 2-я половина 1930-х гг. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева.

Фото

архивы пресс-служб

Выставка знакомит москвичей с саратовской школой живописи. На ней представлено более 200 живописных, графических и скульптурных работ, большая часть которых впервые демонстрируется широкой публике. Экспозицию собирали со всей страны: в ее формировании приняли участие 14 российских музеев.

Основу составляют произведения из коллекции Саратовского художественного музея имени А. Н. Радищева, предоставившего работы как известных художников — Виктора Борисова-Мусатова, Кузьмы Петрова-Водкина, Павла Кузнецова, — так и менее известных, но не менее значимых для истории саратовской школы — Михаила Аринина, Валентина Юстицкого, Евгения Егорова, Владимира Кашкина, Елены Бебутовой и др.

Кузьма Петров-Водкин. Эскиз к картине. Автопортрет, 1912 (?). Холст, масло. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И. И. Машкова. | Источник: архивы пресс-служб

Кузьма Петров-Водкин. Эскиз к картине. Автопортрет, 1912 (?). Холст, масло. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И. И. Машкова.

Фото

архивы пресс-служб

Кузьма Петров-Водкин. «Командиры РККА», 1932. Холст, масло. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И. И. Машкова. | Источник: архивы пресс-служб

Кузьма Петров-Водкин. «Командиры РККА», 1932. Холст, масло. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И. И. Машкова.

Фото

архивы пресс-служб

О саратовской школе чаще всего говорят в контексте искусства рубежа XIX–XX веков и художников круга Виктора Борисова-Мусатова и объединения «Голубая роза». И хотя это искусство иссякло после революции, «голуборозовцы» продолжали участвовать в художественном процессе и реагировать на общественные и исторические перемены.

Виктор Борисов-Мусатов. «Капуста. Этюд», 1893. Холст, масло, темпера. Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева. | Источник: архивы пресс-служб

Виктор Борисов-Мусатов. «Капуста. Этюд», 1893. Холст, масло, темпера. Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева.

Фото

архивы пресс-служб

Экспозиция построена хронологически: посетитель проходит путь саратовских художников — от знаменитых объединений «Голубая роза» и «Алая роза» к радикальным новациям эпохи авангарда, проектам советской фрески и поискам нового искусства 1930–1950-х.

Владимир Кашкин. «Ремонт буксирных пароходов», 1933. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева. | Источник: архивы пресс-служб

Владимир Кашкин. «Ремонт буксирных пароходов», 1933. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева.

Фото

архивы пресс-служб

«Для нас эта выставка — продолжение большого исследования советского художественного и культурного наследия, — рассказала генеральный директор Музейного объединения „Музей Москвы“ Анна Трапкова. — Кураторский тандем Ксении Гусевой и Надежды Плунгян в этот раз взялся за саратовскую школу — явление не совсем московское, но оказавшее значительное влияние на художественную жизнь Москвы и Ленинграда первой половины XX века.

Зоя Матвеева-Мостова. «Цветы, 1964. Холст, масло. Пермская государственная художественная галерея. | Источник: архивы пресс-служб

Зоя Матвеева-Мостова. «Цветы, 1964. Холст, масло. Пермская государственная художественная галерея.

Фото

архивы пресс-служб

Зоя Матвеева-Мостова. «Вид из окна», 1967. Холст, масло. Пермская государственная художественная галерея. | Источник: архивы пресс-служб

Зоя Матвеева-Мостова. «Вид из окна», 1967. Холст, масло. Пермская государственная художественная галерея.

Фото

архивы пресс-служб

Зритель впервые познакомится с полотнами учеников Петра Уткина, воспевших волжские пейзажи, увидит авангардные эксперименты начала 1920-х, которые кипели в саратовских Свободных мастерских (СВОМАС) под руководством Валентина Юстицкого. Отдельные залы будут посвящены новаторскому объединению «Четыре искусства», а также его участнику, саратовцу Алексею Кареву — с 1920-х он преподавал в Академии художеств и оказал влияние на ленинградских пейзажистов 1930-50-х годов, чьи работы будут представлены по соседству.

Евгений Егоров. «Улица в Дмитрове», 1933. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева. | Источник: архивы пресс-служб

Евгений Егоров. «Улица в Дмитрове», 1933. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева.

Фото

архивы пресс-служб

Наконец, сквозь всю экспозицию пройдут работы основателей объединения «Голубая роза» — Павла Кузнецова, Кузьмы Петрова-Водкина, Мартироса Сарьяна, Петра Уткина, Александра Матвеева. Все они стояли у истоков русского символизма, а после революции каждый из этих мастеров разработал свою авторскую педагогическую систему: по-прежнему тесно общаясь, они значительно расширили географию своего влияния.

Мартирос Сарьян. «Плоды и овощи», 1942. Холст, масло. Государственный музей искусства народов Востока. | Источник: архивы пресс-служб

Мартирос Сарьян. «Плоды и овощи», 1942. Холст, масло. Государственный музей искусства народов Востока.

Фото

архивы пресс-служб

Главный мотив выставки — разговор трех рек. Вслед за художниками зритель отправится в путешествие по Волге, Москве-реке и Неве, открывая для себя незнакомые грани истории советской живописи.

«Узнаваемая черта участников и последователей „Голубой розы“ — их любовь к цвету неба и воды. На выставке зритель погрузится в лазурные, небесные, васильковые и кобальтовые тона — но без привычной опоры на мистику. Здесь это цвета трех рек: Волги, Невы и Москвы-реки, — отмечает куратор Ксения Гусева. — Оттенки лазури остаются любимыми вне зависимости от географии художника: переезжая из города в город, саратовцы продолжали обращаться к сине-голубой палитре. Но каждый раз она преображалась — также, как меняется вода, окружающая эти города».

Когда: 19 декабря 2025 — 17 мая 2026 года

Где: Москва, ВДНХ, павильон «Рабочий и колхозница», Проспект мира, 123б

Кузьма Петров-Водкин. «Двое в лодке, 1896. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева. | Источник: архивы пресс-служб

Кузьма Петров-Водкин. «Двое в лодке, 1896. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева.

Фото

архивы пресс-служб