Александр Русаков. «Лошади на водопое», 1923–1925. Собрание Романа Бабичева, Москва.
Выставка «Русские дикие», название которой отсылает к статье Давида Бурлюка для альманаха «Синий всадник», объединит произведения французских фовистов Анри Матисса, Отона Фриеза, Альбера Марке — и бунтарей-экспериментаторов отечественного искусства 1900–1910-х годов: Ильи Машкова, Наталии Гончаровой, Ольги Розановой и других.
«Дикими» (от фр. fauves) критик Луи Воксель назвал участников парижского Осеннего салона 1905 года. Эти художники бросили вызов классической традиции и шокировавших публику грубыми формами, пренебрежением к законам перспективы, а главное — дерзкими красками. Отчасти интуитивно, отчасти намеренно творческие поиски русских авангардистов совпали с идеями европейских живописцев, чьи работы они видели в путешествиях, на выставках и в салонах, а также в знаменитых коллекциях Сергея Щукина и Ивана Морозова.
Отон Фриез. «Осенние работы», 1907. Государственный Эрмитаж.
Анри Ле Фоконье. «Маленькая школьница», 1907. Государственный Эрмитаж.
На выставке покажут 113 работ из 51 частного и музейного собрания со всей России. Кураторы Илья Доронченков из ГМИИ им. А. С. Пушкина, Юлия Петрова и Вера Рябинина из Музея русского импрессионизма собрали самые «дикие» эксперименты с палитрой, формой и живописной плоскостью, которые продемонстрируют, как по-разному символисты, сезаннисты и неопримитивисты в России трактовали идеи европейского авангарда: находки французских фовистов и немецких экспрессионистов групп «Мост» и «Синий всадник».
Николай Синезубов. «У зеркала», 1920. Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых, Киров.
Давид Штеренберг. «Натюрморт», конец 1900 — начало 1910-х гг. Частное собрание, Москва.
Французская критика 1900-х предлагала поместить «диких» в клетку — этот образ воссоздан в центре музейного зала. В «Клетке для диких» окажутся работы Луи Вальта и Анри Ле Фоконье, «Просушка парусов» Андре Дерена, участвовавшая в Осеннем салоне 1905 года, и «Испанка» Анри Матисса.
Анри Манген. «Купальщица», 1906. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
Анри Матисс. «Испанка с бубном», 1909. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
Анри Манген. «Пейзаж в Сен-Тропе», 1905. Государственный Эрмитаж.
Остальные разделы посвящены русскому искусству. Это «Дикий импрессионизм», «Дикий символизм» и «Примитивизм», где можно увидеть, как интерес к цвету захватил символистов Павла Кузнецова и Мартироса Сарьяна, называвших себя импрессионистами Давида Бурлюка и Николая Кульбина.
Особое внимание уделено участникам выставки «Бубновый валет» — неопримитивистам Михаилу Ларионову и Наталии Гончаровой, сезаннистам Илье Машкову и Петру Кончаловскому, которые вдохновлялись иконописью и народным искусством, обращались к традициям Востока. Отдельный раздел — «Парижачьи» — объединит работы Марка Шагала, Николая Тархова, Натана Альтмана, знакомившихся с новой живописью в столице Франции.
Петр Кончаловский. «Наташа на стуле» (портрет дочери художника), 1910. Собрание Екатерины и Владимира Семенихиных, Москва.
Аристарх Лентулов. «Натурщик на пляже». Ялта, 1909. Частное собрание, Москва.
Ольга Розанова. «Цветы на окне», начало 1910-х. Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых, Москва.
На третьем этаже музея разговор о «русских диких» начала ХХ столетия продолжат современные художники: Варвара Выборова, Кирилл Манчунский, Игорь Скалецкий и Катя Бочавар. В их работах можно увидеть, как идеи и приемы французского фовизма и постимпрессионизма получли новое звучание в XXI веке.
Незрячие и слабовидящие посетители смогут познакомиться с экспозицией самостоятельно и на бесплатных экскурсиях с тифлокомментированием. Детальное представление о четырех картинах помогут составить тактильные станции со звуковым сопровождением. Составить впечатления о произведениях также помогут ароматы по мотивам картин от ольфакторной художницы Анны Кабировой.
Когда: С 18 июня по 28 сентября 2025 года
Где: Москва, Музей русского импрессионизма
Петр Кончаловский. «Натюрморт с гранатами», 1908. Государственный музей-заповедник Ростовский кремль.
Николай Григорьев. «Мост», 1918. Вятский художественный музей им. В. М. и А. М. Васнецовых, Киров.