Александр Осмеркин. «Натюрморт с торсом Венеры». 1951 г. Холст, масло. Собрание Инны Баженовой.
Выставка посвящена позднему — послевоенному периоду творчества художника, когда он обратился к своим ранним работам, пересмотрев их с других позиций. Картины Осмеркина 1940-1950-х годов не похожи на произведения 1910-1920-х, но перекликаются с ними выбором тем и ведущей ролью цвета.
Александр Осмеркин. «Натюрморт с бутылкой пива». 1946 г. Холст, масло. Собрание Инны Баженовой.
Александр Осмеркин. «Фрукты в белой вазе». 1940 г. Музей изобразительных искусств Кузбасса.
Выставка отражает эволюцию живописи самого мастера — коллеги и современника художников «Бубнового валета», а также касается его роли как педагога. Многие советские художники были учениками Осмеркина, его влияние на московскую школу живописи ощущается по сей день.
В экспозиции собраны работы не только Александра Осмеркина, но и его старших современников Ильи Машкова, Петра Кончаловского, Роберта Фалька, а также тех художников, которые соприкасались в творческой жизни с Осмеркиным-педагогом.
Александр Осмеркин. «Портрет дочери». 1947 г. Холст, масло. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Александр Осмеркин. «Портрет В. Басняцкой». 1946 г. Холст, масло. Тульский музей изобразительных искусств.
На выставке представлено около тридцати пяти живописных работ из частных коллекций и из двенадцати российских государственных музеев. Выставка дает редкую возможность увидеть произведения Осмеркина, хранящиеся в регионах, — работы из Новокузнецка и Таганрога, Курска и Петрозаводска.
Определение «непрерывный художник», вынесенное в заглавие выставки, дал в своем время Александру Осмеркину советский живописец Сергей Герасимов, подчеркнув творческий энтузиазм мастера и логику его художественной эволюции.
Когда: 18 сентября — 30 ноября 2025 года
Где: Москва, Фонд In artibus, Пречистенская наб., 17-19 (этаж 3)
Александр Осмеркин. «Пейзаж. Крым. Алупка. Роща». 1938. Государственный музей А. С. Пушкина.