Горизонтальный свиток «Осенний банкет в Оленьем зале». Эпоха Мин (1368–1644). Шелк, водяные краски. Национальный музей Китая, Пекин. | Источник: пресс-служба выставки

Горизонтальный свиток «Осенний банкет в Оленьем зале». Эпоха Мин (1368–1644). Шелк, водяные краски. Национальный музей Китая, Пекин.

Фото

пресс-служба выставки

В выставочных залах Патриаршего дворца и Успенской звонницы откроется выставка «Изысканная трапеза. История еды в древнем Китае», где впервые в России покажут предметы из собрания Национального музея Китая. Она стала ответом на проект о русском застолье и искусстве сервировке из собрания музеев московского Кремля, показанный недавно в Пекине. Оба проекта обращены к важной части культуры человечества — гастрономическим традициям, и представляют их национальные особенности.

Фигурка быка. Эпоха Тан (618–907). Керамика, желтая глазурь. Национальный музей Китая, Пекин. | Источник: архив пресс-служб

Фигурка быка. Эпоха Тан (618–907). Керамика, желтая глазурь. Национальный музей Китая, Пекин.

Фото

архив пресс-служб

Выставка из Национального музея Китая, разделена на пять тематических разделов: «Пища с восьми сторон света», «Аромат вина и очарование чая», «Эволюция кухонной утвари», «Драгоценная посуда» и «Ритуал начинается с трапезы». Посетители узнают о зерновых культурах, важных для китайцев, о тысячелетних традициях, связанных с употреблением вина и чая, техниках приготовления пищи, об искусстве изготовления посуды и системе ритуалов, связанных с едой.

Женская кофта на подкладке цзяао. Эпоха Цин (1644–1912). Нанкинский шелк чайного цвета, хлопковые и льняные нити, металл. Национальный музей Китая, Пекин. | Источник: архив пресс-служб

Женская кофта на подкладке цзяао. Эпоха Цин (1644–1912). Нанкинский шелк чайного цвета, хлопковые и льняные нити, металл. Национальный музей Китая, Пекин.

Фото

архив пресс-служб

Экспозиция в Успенской звоннице познакомит с древними кулинарными техниками, покажет эволюцию кухонной утвари и рациона китайцев. Благодаря старинному китайскому принципу «служить мертвым как живым», лежавшему в основе погребального культа, предметы из захоронений позволяют представить повседневную жизнь китайцев в разные эпохи. Особый раздел выставки посвящен главным напиткам Китая — вину и чаю.

Сосуд для вина ю. Эпоха Шан (около 1600 — около 1046 г. до н. э.). Бронза. Национальный музей Китая, Пекин | Источник: архив пресс-служб

Сосуд для вина ю. Эпоха Шан (около 1600 — около 1046 г. до н. э.). Бронза. Национальный музей Китая, Пекин

Фото

архив пресс-служб

Винная чаша бэй с подносом для банкета Луминъянь, проведенного в год цзяу (11 год) периода правления Шуньчжи. Эпоха Цин, правление Шуньчжи, 1654. Серебро. Национальный музей Китая, Пекин. | Источник: архив пресс-служб

Винная чаша бэй с подносом для банкета Луминъянь, проведенного в год цзяу (11 год) периода правления Шуньчжи. Эпоха Цин, правление Шуньчжи, 1654. Серебро. Национальный музей Китая, Пекин.

Фото

архив пресс-служб

Во все времена китайцы стремились к тому, чтобы посуда была не только функциональна, но и доставляла эстетическое удовольствие. Глиняные, фарфоровые, бронзовые, золотые, серебряные и нефритовые изделия, представленные в выставочном зале Патриаршего дворца, иллюстрируют китайскую поговорку: «Изысканная еда подается на изысканной посуде». Этот принцип в полной мере отражают образцы столовой и парадной посуды, выполненные из различных материалов.

Набор столовой утвари с полихромной росписью. Эпоха Цин (1644–1912). Дерево, красный лак. Национальный музей Китая, Пекин | Источник: архив пресс-служб

Набор столовой утвари с полихромной росписью. Эпоха Цин (1644–1912). Дерево, красный лак. Национальный музей Китая, Пекин

Фото

архив пресс-служб

Кувшин пин с гравированным узором в виде облаков и журавлей. Эпоха Цин (1644–1912). Золото. Национальный музей Китая, Пекин. | Источник: архив пресс-служб

Кувшин пин с гравированным узором в виде облаков и журавлей. Эпоха Цин (1644–1912). Золото. Национальный музей Китая, Пекин.

Фото

архив пресс-служб

Кувшин пин с длинным горлом и узором из переплетенных ветвей и цветов. Эпоха Ляо (916–1125). Золото. Национальный музей Китая, Пекин. | Источник: архив пресс-служб

Кувшин пин с длинным горлом и узором из переплетенных ветвей и цветов. Эпоха Ляо (916–1125). Золото. Национальный музей Китая, Пекин.

Фото

архив пресс-служб

На выставке покажут и редкие археологические памятники, например, керамическую модель амбара эпохи Хань (202 — 220 г. н. э.), отсылающую к хорошо продуманной системе хранения зерновых, или бронзовый треножник дин в виде переплетенных квадратных спиралей эпохи Вёсен и Осеней (770-476 гг. до н. э.). По наличию треножников такого рода можно было определить статус человека в обществе — правителю-вану, например, полагалось иметь девять динов, в то время как представителям служилого сословия — всего три.

Модель амбара. Эпоха Хань (202 г. до н. э. — 220 г. н. э.). Керамика, черная глазурь. Национальный музей Китая, Пекин. | Источник: архив пресс-служб

Модель амбара. Эпоха Хань (202 г. до н. э. — 220 г. н. э.). Керамика, черная глазурь. Национальный музей Китая, Пекин.

Фото

архив пресс-служб

Треножник дин с орнаментом в виде переплетенных квадратных спиралей. Эпоха Вёсен и Осеней (770–476 гг. до н. э.) Бронза. Национальный музей Китая, Пекин.

Треножник дин с орнаментом в виде переплетенных квадратных спиралей. Эпоха Вёсен и Осеней (770–476 гг. до н. э.) Бронза. Национальный музей Китая, Пекин.

Многие ритуалы, о которых идет речь на выставке, столетиями сохранялись неизменными, а часть из них соблюдают до сих пор. Гости выставки познакомятся с обычаями Китая через традиционные формы кухонной утвари, предметы повседневной и парадной посуды, живописные свитки, костюмы и музыкальные инструменты, узнают о столовом этикете и философских представлениях, отразившихся на застольной культуре, увидят эволюцию китайской гастрономической традиции.

Когда: 11 апреля — 17 августа 2025 года

Где: Москва, Музеи московского Кремля, выставочный зал Успенской звонницы, выставочный зал Патриаршего дворца.

Составное блюдо из двенадцати секций с росписью золотом и полихромной росписью в виде цветов и бабочек. Эпоха Цин (1644–1912). Фарфор. Национальный музей Китая, Пекин. | Источник: архив пресс-служб

Составное блюдо из двенадцати секций с росписью золотом и полихромной росписью в виде цветов и бабочек. Эпоха Цин (1644–1912). Фарфор. Национальный музей Китая, Пекин.

Фото

архив пресс-служб