А. Н. Бенуа. «Вариант фронтисписа к поэме А. С. Пушкина „Медный всадник“. 1905. Государственный Эрмитаж | Источник: пресс-служба выставки

А. Н. Бенуа. «Вариант фронтисписа к поэме А. С. Пушкина „Медный всадник“. 1905. Государственный Эрмитаж

Фото

пресс-служба выставки

Выставка «Все Бенуа — Всё Бенуа» представит историю не только семьи, но и культурной среды, которую формировали и объединяли вокруг себя художники, графики и скульпторы этой творческой династии. В экспозицию вошли более 600 экспонатов — живопись, графика, скульптура, костюмы, документальные материалы, личные вещи, предметы быта, объединенные оригинальной кураторской концепцией.

Е. Е. Лансере. «Прогулка императрицы Елизаветы Петровны». 1905. Нижегородский государственный художественный музей | Источник: пресс-служба выставки

Е. Е. Лансере. «Прогулка императрицы Елизаветы Петровны». 1905. Нижегородский государственный художественный музей

Фото

пресс-служба выставки

Центральной фигурой выставки стал Александр Николаевич Бенуа, историк искусства, художник, сценограф, куратор, художественный критик и просветитель. В залах представлены работы других членов семьи: Леонтия, Николая и Альберта Бенуа, Евгения Лансере, Зинаиды Серебряковой.

Рядом выставлены произведения их современников — Константина Сомова, Ильи Репина, Константина Маковского, Ивана Айвазовского и других, раскрывая взаимосвязи художественных подходов и общие эстетические ориентиры.

И. К. Айвазовский, И. Е. Репин. «Прощание Пушкина с морем». 1887. Всероссийский музей А. С. Пушкина | Источник: пресс-служба выставки

И. К. Айвазовский, И. Е. Репин. «Прощание Пушкина с морем». 1887. Всероссийский музей А. С. Пушкина

Фото

пресс-служба выставки

Азбука Бенуа

На выставке представлены оригинальные эскизы ко всем листам «Азбуки». Каждая буква здесь — самостоятельная история, иногда парадоксальная, выстроенная в визуальную и смысловую рифму с миром семьи.

Первый этаж «Манежа» превращен в лабиринт — «Азбуку Бенуа», где образы и персонажи переплетаются, рассказывая о связях между представителями династии. Здесь зрители увидят живопись, графику, архитектурные чертежи, театральные эскизы, скульптуры, книги, игрушки и личные реликвии — все, чем жила и вдохновлялась семья Бенуа.

А. Н. Бенуа. «Азбука в картинках». 1904. Государственный Эрмитаж | Источник: пресс-служба выставки

А. Н. Бенуа. «Азбука в картинках». 1904. Государственный Эрмитаж

Фото

пресс-служба выставки

Кабинет Александра Бенуа

Этот кабинет — собирательный образ рабочего пространства Александра Николаевича. Атмосфера воссоздана по документальным фотографиям с использованием подлинных предметов мебели, в которых он создавал свои научные и художественные произведения.

В экспозиции представлены личные вещи, документы, графика, театральные костюмы, а также шедевры искусства, вошедшие в собрание Эрмитажа по инициативе Бенуа, что свидетельствует о его выдающемся вкусе и историческом чутье.

Круг Микеланджело Меризи да Караваджо«Вакх». 1571–1610 гг. Государственный Эрмитаж | Источник: пресс-служба выставки

Круг Микеланджело Меризи да Караваджо«Вакх». 1571–1610 гг. Государственный Эрмитаж

Фото

пресс-служба выставки

Ожившие балеты Бенуа

Русские сезоны Сергея Дягилева стали одним из самых влиятельных художественных событий ХХ века, и Александр Бенуа внес в них значительный вклад как художник-постановщик, автор костюмов и декораций.

В Манеже зрители увидят реконструкции легендарных спектаклей — «Павильон Армиды», «Петрушка», «Сильфиды», сыгравших важную роль в международном признании русской сцены. Архивные фотографии восстановлены и «оживлены» искусственным интеллектом, а техника дипфейк обеспечила точную замену лиц в видеозаписях с участием современных танцовщиков.

А. Н. Бенуа. «Арап». 1911. Собрание семьи Куниных | Источник: пресс-служба выставки

А. Н. Бенуа. «Арап». 1911. Собрание семьи Куниных

Фото

пресс-служба выставки

А. Н. Бенуа. «Петрушка». 1911. Собрание семьи Куниных | Источник: пресс-служба выставки

А. Н. Бенуа. «Петрушка». 1911. Собрание семьи Куниных

Фото

пресс-служба выставки

Лабиринт и горизонты Бенуа

Поднявшись по Версальской лестнице, зрители оказываются в стеклянном лабиринте, посвященном театральному наследию Александра Бенуа. Здесь представлены эскизы декораций и костюмов, сценографические концепции, отражающие его роль в формировании визуального языка театра.

А. Н. Бенуа. «Эскиз занавеса к мистерии Сен-Жоржа де Буэлье на музыку А. Онеггера „Императрица в скалах“. ГМЗ „Петергоф“

А. Н. Бенуа. «Эскиз занавеса к мистерии Сен-Жоржа де Буэлье на музыку А. Онеггера „Императрица в скалах“. ГМЗ „Петергоф“

А. Н. Бенуа. «Прогулка короля». 1897. Собрание семьи Палеевых | Источник: пресс-служба выставки

А. Н. Бенуа. «Прогулка короля». 1897. Собрание семьи Палеевых

Фото

пресс-служба выставки

«Династия Бенуа по праву считается одной из самых влиятельных и многочисленных среди известных художественных семей, чье наследие обогатило не только русскую культуру, но и оказало влияние на развитие искусства во всем мире. Наша выставка ставит амбициозную цель — представить феномен целого рода, проследить его корни, развитие и творческий потенциал», — рассказывает Анна Ялова, директор ЦВЗ «Манеж»:

Когда: 13 декабря 2025 — 19 апреля 2026 года

Где: Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург

З. Е. Серебрякова. «Кормилица с ребенком». 1912. Нижегородский государственный художественный музей | Источник: пресс-служба выставки

З. Е. Серебрякова. «Кормилица с ребенком». 1912. Нижегородский государственный художественный музей

Фото

пресс-служба выставки