
Виктор Михайлович Васнецов. Автопортрет, 1873.
Факты о художнике
Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в селе Лопьял (Уржумский район Кировской области). Его отец был православным священником. Закончил Вятское духовное училище, а затем учился в Вятской духовной семинарии, но не закончил — отчислился с предпоследнего курса и отправился в Санкт-Петербург поступать в Императорскую Академию художеств.
Живописи он учился у Ивана Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художников, после — в Академии художеств, где за успехи и достижения в учебе был награжден серебряными медалями (двумя малыми и одной большой).
Василий Васнецов считается основоположником неорусского стиля, в котором отразились фольклорные, сказочные, былинные мотивы. Его творчество стало важной вехой развития русского изобразительного искусства от передвижников в стилю модерн.
Художник скончался 23 июля 1926 года и был похоронен на Лазаревском кладбище в Москве (сейчас на Введенском кладбище).
«Сирин и Алконост».
До 23 июня 2025 года в Русском музее проходится выставка выдающегося российского живописца Виктора Васнецова, посвященная его 175-летию. Это первая за последние три десятилетия и самая масштабная ретроспектива художника, на которой собрано около 120 его работ из ведущих музеев России (Русского музея, Третьяковской галереи, Дома-музея В. М. Васнецова, Вятского художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых, Нижегородского художественного музея, Музея-заповедника «Абрамцево», Музея-заповедника В. Д. Поленова и др.). Рассказываем о самых главных полотнах, ради которых стоит приехать в Санкт-Петербург.
«Богатыри» (1881—1898)
Первое и, пожалуй, самое известное полотно — это знаменитые три богатыря. Говорят, что московские коллеги не хотели отдавать картину, которая прежде никогда не покидала стен Третьяковской галереи. Пришлось пойти на обмен: Москва получит картины Брюллова для масштабной ретроспективы, которая ожидается летом 2025 года, а Петербург — богатырей.
Эту картину Васнецов написал в мастерской Поленова, и первый эскиз маслом до сих пор хранится в доме-музее Поленова. А финальный вариант картины появился лишь 20 лет спустя: она была закончена 27 апреля 1898 года.
«Богатыри» (1881 — 1898). Государственная Третьяковская Галерея.
«Ковер-самолет» (1880)
Это одна из первых работ художника, в которой он обращается к русским сказкам. Она была написана по заказу мецената Саввы Мамонтова, который попросил Васнецова написать картину для кабинета правления его фирмы, занимавшейся строительством железных дорог. Полотно должно было отсылать к русским фольклорным традициям и вместе с тем отражать движение и стремление к будущему. И хотя сегодня «Ковер-самолет» по праву считается шедевром русского искусства, Иван Царевич так никогда и не украсил стены кабинета: правление сочло его слишком сказочным и несерьезным и отказалось принимать работу.
У картины есть также два других варианта: масляный эскиз конца 1870-х годов хранится в настоящее время в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке, а картина 1920-1923, 1925 гг. — в филиале Третьяковки, Доме-музее В. М. Васнецова.
«Ковер-самолет» (1880). Нижегородский государственный художественный музей.
«Аленушка» (1881)
Из «богатырского» зала посетитель попадает в более камерный — с «Аленушкой», «Царевной-Несмеяной», «Сирином и Алконостом». Картина была написана в 1880–1881 гг. и первоначально называлась «Дурочка Аленушка» — так на Руси называли сироток. Пейзажные эскизы для нее художник рисовал на берегу реки Вори в Абрамцеве и у пруда в Ахтырке (несколько этюдов сохранилось до нашего времени). Картина была закончена зимой 1881 года и сразу после этого отправилась на выставку передвижников.
«Аленушка» (1881). Государственная Третьяковская Галерея.
«Царевна-лягушка» (1918)
Картину «Царевна-лягушка» также впервые привезли в Санкт-Петербург. Она является главной в цикле «Поэма семи сказок» 1880-х — 1890-х гг. В основе сюжета — одноименная русская народная сказка, а именно один из центральных ее моментов — пир, на котором царевна танцует: «махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди». Картина была завершена в 1918 году и хранилась в семье Васнецова, которая передала ее в 1951 году в Третьяковскую галерею. Сейчас она хранится в филиале музея — Доме-музее В. М. Васнецова в Москве.
«Царь Иван Васильевич Грозный» (1897)
Васнецов писал не только сказочные сюжеты, но и исторические портреты. Пример — картина «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897), изображающая царя на ступенях своих палат в рукавицах и с посохом в руке. Как рассказывал сам художник, над образом Ивана Васильевича он начал работать по возвращении из Киева, где он работал над росписью Владимирского собора. Во многом на него повлиял и театральный образ Ивана Грозного, воплощенный Федором Шаляпиным, который, со своей стороны, вдохновлялся картиной Ильи Репина «Иван Грозный убивает своего сына» — вот такая получилась цепочка. Картину приобрел Павел Третьяков, и оно всегда хранилось в собрании Третьяковской галереи.
«Царь Иван Васильевич Грозный» (1897). Государственная Третьяковская Галерея.
«Голова Христа» (1901)
Целый раздел выставки посвящен религиозной тематике, среди которых — эскизы к росписи Владимирского собора в Киеве, картон запрестольного образа алтарной апсиды «Богоматерь с младенцем» (1887) и живописный этюд для мозаики «Несение креста» храма Воскресения Христова (Спас-на-крови), изображающий голову Христа.
Картина хранится в Русском музее, куда она была передана в дар в 1985 году от семьи Б. Н. Окунева.
«Снегурочка» (1899)
Идея картины зародилась в 1885 году, когда Васнецов работал над декорациями к опере «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова в Москве. А образ девушки в ночном лесу ему подсказала одна ночная прогулка по зимнему саду — тишина, сугробы, ветви, засыпанные снегом, луна на небе и одинокая девушка, стоящая среди безмолвных деревьев… Буквально на следующий же день он начал работу над картиной «Снегурочка — дитя Мороза и Весны». Кстати, девушка на холсте напоминает дочь Саввы Мамонтова.
На выставке в Санкт-Петербурге полотно выставляется рядом с театральными эскизами Васнецова и его зимним этюдом 1899 года «Лес».
«Снегурочка» (1899). Государственная Третьяковская Галерея.
Когда: до 23 июня 2025 года
Где: Санкт-Петербург, Русский музей, Корпус Бенуа, Набережная канала Грибоедова, 2