В Палехе пройдет биеннале современного искусства «Преображение» | Источник: Архивы пресс-служб
Фото

Архивы пресс-служб

Палех — старинный русский город, который славится народным промыслом: палехской лаковой миниатюрой. Сегодня современные художники дают традиционному искусству вторую жизнь и обращаются к культурным корням, чтобы переосмыслить их в новом ключе и наполнить новыми смыслами. Сельская биеннале «Преображение» — это площадка, где традиция и актуальное искусство вступают в диалог и создают основу для рождения нового культурного кода.

Проект проводится уже во второй раз и, по словам куратора и объединения «Гнездо» Марины Галкиной, именно он сможет со временем превратиться в настоящий «туристический магнит» для Палеха.

Источник: Архивы пресс-служб
Фото

Архивы пресс-служб

«В точке зрения чистого творчества в Палехе долго ничего не происходило, — вспоминает Марина Галкина. — Все сидели по домам, было тоскливо. Нам, художникам, захотелось показать свои идеи, пусть даже незаконченные, и посмотреть, что делают другие».

Так в 2019 году появился первый фестиваль «Параллельная линия», проведенный в рамках «Ночи музеев». Художники принесли работы «не для продажи, а для себя» — и в итоге выставка стала откровением. Далее последовали новые форматы. «Русская Нарния» и ботанический пленэр «Палехский огород» связали традиции места с игрой и исследованием природы. К проектам подключились авторы из разных регионов страны.

«Мы хотим показать мир палехской иконы и миниатюры с другого — современного — ракурса. Возможно, это перерастет в отдельное направление, где локальная живопись становится базой для нового искусства», — объясняет куратор.

Источник: Архивы пресс-служб
Фото

Архивы пресс-служб

«Мы пытаемся трактовать современное искусство иначе, чем принято, — продолжает Галкина. — Сегодня оно часто сводится к беспредметности, социальным темам, концептуальным играм, которые живут вне самого объекта. Но кто сказал, что художник не может сделать шаг назад? В Палехе мы ищем баланс: берем важные смыслы современности и выражаем их через объект искусства. Это всегда диалог — с пространством, с традицией, с человеком. Игра, в которую вовлечены художник, зритель и сама среда».

Источник: Архивы пресс-служб
Фото

Архивы пресс-служб

Тема биеннале 2025 года

Тема биеннале этого года — «Человек. Со-творение», это обращение к эстетике простоты и духовности, как наследию итальянского направления Arte Povera. «Движение зрителя по выставкам биеннале выстроено как путь по духовному лабиринту. От иконы и музейной коллекции — к современным высказываниям художников. Это не просто маршрут, а погружение в тему поиска, преображения, возвращения к утраченному Раю», — рассказывает о концепции биеннале Марина Галкина.

Источник: Архивы пресс-служб
Фото

Архивы пресс-служб

Основные локации биеннале

Маршрут начинается в Государственном музее палехского искусства, где куратор Ольга Колесова представляет проект «Се человек» — размышление о человеческой природе через соединение библейского образа, палехской иконописи и современной пластики. Атмосферу усиливает музыкальная реприза «Песни о душе» в исполнении Ольги Ирисовой и Ирины Пыжьяновой, где древние стихи соединяются с визуальным рядом.

Далее в галерее-мастерской Александра Гусаковского «Возрождение» бутик-отель «Алхимист» представит проект «Лица» трех ивановских художников: Гоши Ширяева, Анастасии Разживиной и Даши Растуниной.

В пространстве «Объект. Объект» художник Роман Родивилов показывает проект «Взор дальше неба», где графика, цифровые работы и пространственные объекты складываются в визуальную историю о преображении и попытке выйти за пределы обыденного.

Индустриальный масштаб бывшего Льнозавода становится частью художественного высказывания. Архитектурное бюро Nowadays office вместе с художницей Ольгой Бровко-Семеновой превращают его пустоты и следы прошлого в новые инсталляции о памяти и возвращении к природе.

Финальная точка маршрута — арт-центр «Мастерские», где основная экспозиция «Человек. Со-творение» разворачивается в трех частях:

  • «Сад небесный (Эдем)» — образ утраченной гармонии.

  • «Сад земной. Новый мир», созданный в рамках арт-резиденции под кураторством Ники Клецки, соединяет работы Апполинарии Мишиной, Ксении Буровой и Любы Тепцовой.

  • И завершает маршрут блок, посвященный современной палехской миниатюре: мастера переосмысливают язык традиции на материале сегодняшнего дня. Центральный объект, созданный пятью художниками и керамистами под руководством Татьяны Миловановой и Марины Железновой в мастерской «Сон огня», становится символом идеи: труд, ремесло и образ рождают новое произведение в процессе коллективного созидания.

В этом году в биеннале участвуют Сергей Сережин, Елена Щаницына-Новикова, Яр Пикулев, Каролина Гартавер-Сас, Кирилл Ведерников, Ольга Бровко-Семенова и мастера Палеха. В шести локациях собраны сотни произведений — от живописи и графики до digital-объектов и инсталляций.

Источник: Архивы пресс-служб
Фото

Архивы пресс-служб

Параллельная программа

В рамках биеннале пройдут лекции, artist talks, уличные концерты, кинопоказы, которые станут органичным продолжением арт-маршрута. Особый интерес представляют дискуссии с теми, кто формирует в наше время новый русский культурный код. Среди них — участники проекта «Трын-трава», ставшие пионерами этого движения, представители арт-резиденции в Менчакове под Суздалем.

Источник: Архивы пресс-служб
Фото

Архивы пресс-служб

Почему «Сельское» биеннале?

«Когда мы называем наше событие „сельской“ биеннале, мы говорим не про географию, а про философию. Это попытка децентрализации искусства, ухода от глянца и стандартизации, от городских витрин к подлинному живому исследованию. Палех со своей традицией иконописи становится идеальной точкой для этого разговора», — поясняет Марина Галкина.

Это осознанная стратегия: стремление доказать, что важные культурные инициативы могут начинаться не только в столице и городах-миллиониках, но и там, где еще недавно стоял заброшенный цех или пустовал старый дом. В Палехе архитектура, руины и ремесленные мастерские становятся не фоном, а частью высказывания, обретая новую жизнь через искусство.

Источник: Архивы пресс-служб
Фото

Архивы пресс-служб