В Музее архитектуры открылась выставка «Времени нет» | mydecor.ru

Выставка «Времени нет» проходит в Аптекарском приказе — пространстве, которое выбрано кураторами намеренно. С XVII века здание меняло свое назначение и очертания и превратилось в символ трансформации и обновления. Сегодня оно стало местом нового эксперимента — первого проекта в формате лаборатории в Музее архитектуры.

Лаборатория МУАР х ЦЕХ призвана соединить единомышленников из разных областей знаний для глубокого разговора об архитектуре как искусстве, ремесле и профессии. Коллективная практика направлена на психологический, социальный и художественный анализ архитектуры, а призмой для рефлексии участников Лаборатории стали предметы, хранящиеся в фондах Музея архитектуры.

Источник: пресс-служба выставки
Фото

пресс-служба выставки

Источник: пресс-служба выставки
Фото

пресс-служба выставки

Название выставки — одновременно забавный каламбур и главный тезис манифеста Лаборатории МУАР х ЦЕХ о неделимости (и потому отмене) времени для архитектуры и инструмент Лаборатории, связывающий предшественников и современников в музейном мире вещей и идей.

«Тезис „Времени нет“ звучит противоречиво. Когда рождается проект или высказывание, архитектор опирается на весь опыт прошлого и смотрит в будущее. В этот момент время — главный распорядитель человеческой жизни — теряет свои позиции как линейная ось, как последовательность, диктующая условия и необратимость. „Времени нет“ — еще и игра слов. Сегодня его ни у кого нет. Архитекторы традиционно живут в состоянии острого дефицита времени», — рассказывает о концепции выставки сокуратор Наталья Масталерж из бюро Nowadays office.

Источник: пресс-служба выставки
Фото

пресс-служба выставки

Источник: пресс-служба выставки
Фото

пресс-служба выставки

Источник: пресс-служба выставки
Фото

пресс-служба выставки

«Идея Лаборатории родилась из любви к архитектуре и желания осуществить проект именно с архитекторами и другими участниками нашего сообщества, благодаря которым Музей становится живым, а работа в нем обретает особый смысл через диалог с тем, кто и есть — архитектура», — отметила куратор выставки от Музея архитектуры Лола Хрунова.

Каждое высказывание — результат изучения, критического осмысления и интерпретации предметов собрания Музея архитектуры, сюжетов из его истории и его миссии. Участники Лаборатории взаимодействовали с коллекцией двумя методами: исследовали ее, исходя из индивидуального запроса, или путешествовали по ее каталогу, находя «случайные»

Источник: пресс-служба выставки
Фото

пресс-служба выставки

Источник: пресс-служба выставки
Фото

пресс-служба выставки

Авторам предложили сфокусироваться на малоизвестных, обычно невостребованных, неатрибутированных или не до конца расшифрованных вещах, которые могли бы вывести на нестандартные размышления. Рядом с современными произведениями (а иногда включенные в них) размещены единицы музейного хранения, послужившие основой высказываний.

«Так сложилось, что сейчас в архитектуре академия и практика абсолютно разделены, и ты будто вынужден выбирать сторону. Проект Лаборатории позволяет объединить эти сферы, сформулировать исследовательские темы и инициировать рассуждения, так необходимые для формирования современной ноосферы архитектурного знания», — рассказала сооснователь бюро Saga и сокуратор Юлия Стаборовская-Ардабьевская.

Андрей Мартынов, Томас Райт. Александр I в мастерской Джорджа Доу в Зимнем дворце, 1926. Коллекция Музея архитектуры им. А. В. Щусева. | Источник: пресс-служба выставки

Андрей Мартынов, Томас Райт. Александр I в мастерской Джорджа Доу в Зимнем дворце, 1926. Коллекция Музея архитектуры им. А. В. Щусева.

Фото

пресс-служба выставки

Неизвестный фотограф. Фасад трапезной палаты Аптекарского приказа со стороны Староваганьковского переулка. Начало ХХ века. Коллекция Музея архитектуры им. А. В. Щусева. | Источник: пресс-служба выставки

Неизвестный фотограф. Фасад трапезной палаты Аптекарского приказа со стороны Староваганьковского переулка. Начало ХХ века. Коллекция Музея архитектуры им. А. В. Щусева.

Фото

пресс-служба выставки

Координаты каждого экспоната в Аптекарском приказе связаны смысловыми пунктирами и объединены множеством тем, часть которых зафиксирована на карте при входе на выставку. Проделать собственную лабораторную работу и вывести дополнительные значения может посетитель, читая пояснительные тексты участников.

Архитектура выставки собрана в круг «гиперстеллажом», визуально и концептуально отсылающим к системе музейного хранения, — теперь в нем наравне сосуществуют старое и новое, коллективное и личное, традиционное и эксцентричное. Путти с Красных ворот XVIII века встречается с горящим аптечным крестом, а архивный шкаф работников Музея соседствует с летающими репками.

Михаил Карасик. На генеральной линии. Из альбома «Дворец Советов. Конкурс проектов», 2006. Коллекция Музея архитектуры им. А. В. Щусева. | Источник: пресс-служба выставки

Михаил Карасик. На генеральной линии. Из альбома «Дворец Советов. Конкурс проектов», 2006. Коллекция Музея архитектуры им. А. В. Щусева.

Фото

пресс-служба выставки

Никифор Тамонькин. Оформление Театральной площади в Москве к 1 мая 1933 года, 1933. Коллекция Музея архитектуры им. А. В. Щусева. | Источник: пресс-служба выставки

Никифор Тамонькин. Оформление Театральной площади в Москве к 1 мая 1933 года, 1933. Коллекция Музея архитектуры им. А. В. Щусева.

Фото

пресс-служба выставки

Главным подходом к обустройству выставки в пространстве Аптекарского приказа стало использование конструкций и материалов, максимальное обнажение сводов исторического здания, определенное послание, заложенное в каждую деталь, — экспозиция построена на смысле, а не на дизайне. В центре двухстолпной палаты — стол, приглашающий к совместному действу. В августе и сентябре за ним пройдут воркшопы «Неслучившееся», «Немое» и «Неочевидное».

Когда: 22 июля — 5 октября 2025 года

Где: Москва, Аптекарский приказ Музея архитектуры, ул. Воздвиженка, 5/25 с19

Источник: пресс-служба выставки
Фото

пресс-служба выставки