Выставка «Времени нет» проходит в Аптекарском приказе — пространстве, которое выбрано кураторами намеренно. С XVII века здание меняло свое назначение и очертания и превратилось в символ трансформации и обновления. Сегодня оно стало местом нового эксперимента — первого проекта в формате лаборатории в Музее архитектуры.
Лаборатория МУАР х ЦЕХ призвана соединить единомышленников из разных областей знаний для глубокого разговора об архитектуре как искусстве, ремесле и профессии. Коллективная практика направлена на психологический, социальный и художественный анализ архитектуры, а призмой для рефлексии участников Лаборатории стали предметы, хранящиеся в фондах Музея архитектуры.
Название выставки — одновременно забавный каламбур и главный тезис манифеста Лаборатории МУАР х ЦЕХ о неделимости (и потому отмене) времени для архитектуры и инструмент Лаборатории, связывающий предшественников и современников в музейном мире вещей и идей.
«Тезис „Времени нет“ звучит противоречиво. Когда рождается проект или высказывание, архитектор опирается на весь опыт прошлого и смотрит в будущее. В этот момент время — главный распорядитель человеческой жизни — теряет свои позиции как линейная ось, как последовательность, диктующая условия и необратимость. „Времени нет“ — еще и игра слов. Сегодня его ни у кого нет. Архитекторы традиционно живут в состоянии острого дефицита времени», — рассказывает о концепции выставки сокуратор Наталья Масталерж из бюро Nowadays office.
«Идея Лаборатории родилась из любви к архитектуре и желания осуществить проект именно с архитекторами и другими участниками нашего сообщества, благодаря которым Музей становится живым, а работа в нем обретает особый смысл через диалог с тем, кто и есть — архитектура», — отметила куратор выставки от Музея архитектуры Лола Хрунова.
Каждое высказывание — результат изучения, критического осмысления и интерпретации предметов собрания Музея архитектуры, сюжетов из его истории и его миссии. Участники Лаборатории взаимодействовали с коллекцией двумя методами: исследовали ее, исходя из индивидуального запроса, или путешествовали по ее каталогу, находя «случайные»
Авторам предложили сфокусироваться на малоизвестных, обычно невостребованных, неатрибутированных или не до конца расшифрованных вещах, которые могли бы вывести на нестандартные размышления. Рядом с современными произведениями (а иногда включенные в них) размещены единицы музейного хранения, послужившие основой высказываний.
«Так сложилось, что сейчас в архитектуре академия и практика абсолютно разделены, и ты будто вынужден выбирать сторону. Проект Лаборатории позволяет объединить эти сферы, сформулировать исследовательские темы и инициировать рассуждения, так необходимые для формирования современной ноосферы архитектурного знания», — рассказала сооснователь бюро Saga и сокуратор Юлия Стаборовская-Ардабьевская.
Андрей Мартынов, Томас Райт. Александр I в мастерской Джорджа Доу в Зимнем дворце, 1926. Коллекция Музея архитектуры им. А. В. Щусева.
Неизвестный фотограф. Фасад трапезной палаты Аптекарского приказа со стороны Староваганьковского переулка. Начало ХХ века. Коллекция Музея архитектуры им. А. В. Щусева.
Координаты каждого экспоната в Аптекарском приказе связаны смысловыми пунктирами и объединены множеством тем, часть которых зафиксирована на карте при входе на выставку. Проделать собственную лабораторную работу и вывести дополнительные значения может посетитель, читая пояснительные тексты участников.
Архитектура выставки собрана в круг «гиперстеллажом», визуально и концептуально отсылающим к системе музейного хранения, — теперь в нем наравне сосуществуют старое и новое, коллективное и личное, традиционное и эксцентричное. Путти с Красных ворот XVIII века встречается с горящим аптечным крестом, а архивный шкаф работников Музея соседствует с летающими репками.
Михаил Карасик. На генеральной линии. Из альбома «Дворец Советов. Конкурс проектов», 2006. Коллекция Музея архитектуры им. А. В. Щусева.
Никифор Тамонькин. Оформление Театральной площади в Москве к 1 мая 1933 года, 1933. Коллекция Музея архитектуры им. А. В. Щусева.
Главным подходом к обустройству выставки в пространстве Аптекарского приказа стало использование конструкций и материалов, максимальное обнажение сводов исторического здания, определенное послание, заложенное в каждую деталь, — экспозиция построена на смысле, а не на дизайне. В центре двухстолпной палаты — стол, приглашающий к совместному действу. В августе и сентябре за ним пройдут воркшопы «Неслучившееся», «Немое» и «Неочевидное».
Когда: 22 июля — 5 октября 2025 года
Где: Москва, Аптекарский приказ Музея архитектуры, ул. Воздвиженка, 5/25 с19