Набор для игры в «Бирюльки».
Выставка — это не просто собрание артефактов, а живая ткань культуры, сотканная из воспоминаний, обрядов и повседневных ритуалов. «Через вещи, краски, орнаменты, через лица и сцены из народной жизни мы рассказываем о главном: о семейной памяти, уважении к труду и связи времен», — подчеркивает директор «Ростовского кремля» Никита Аникин.
Живопись: зеркало жизни
Разделы выставки в Ростовском кремле раскрывают все жизненно важные для передачи семейных ценностей аспекты: от воспитания детей до свадебных ритуалов и совместных празднований и застолий. И все эти вехи, показанные через конкретные предметы, сопровождаются живописным повествованием на исследуемую тему. Залы встречают зрителей полотнами мастеров XIX–XX веков, где каждый мазок — свидетельство ушедшей эпохи. Картины Алексея Венецианова, Василия Тропинина, Андрея Рябушкина и других художников становятся окнами в мир русской деревни, городских обычаев и семейных торжеств.
Константин Маковский. «Жница», 1871. Из собрания ГРМ.
Можно сравнить «Семью» Сергея Иванова и «Семью» Ивана Горохова — хотя в обоих случаях это демонстрация незыблемых уз нескольких поколений. Можно увидеть, как женщинам приходилось совмещать работу и воспитание детей («Жница» Маковского). Особое место занимают свадебные сюжеты, застолья, детские портреты.
Сергей Иванов. «Семья», 1910. Из собрания ГРМ.
При этом живопись и экспонаты в Ростовском кремле сливаются в единую картину: говоря о детях, кураторы показывают их на картинах великих мастеров, а в экспозицию добавляют игрушки, санки, бирюльки; рассказывая про праздники, обрамляют их атрибутику запечатленными на полотнах обрядами; изучая ремесла, показывают ручную работу и в виде предметов, и в виде изображений кисти художников различных направлений.
Костюмы: образ для любого события
Традиционный костюм в русской культуре — это не просто одежда, а зашифрованное послание. Какое событие — настоящий праздник для девушки, кто собрался на выданье, а кто на покос, какую дату отмечаем или какой обряд намерены совершить. Каждому делу было подобрано соответствующее облачение.
Девичий свадебный костюм из Пинежья (XIX век) — настоящая драгоценность. Парчовый сарафан, жемчужный венец, ширинка (вышитый платок) — детали, которые сопровождали невесту от смотрин до венчания. Интересно, что такой венец передавался из поколения в поколение, становясь семейной реликвией.
Рядом — рязанский праздничный наряд с кумачовыми аппликациями и бисерными «ожерельями». Его яркость не случайна: в южнорусских губерниях цвет был не только украшением, но и оберегом. А «покосный» костюм из Вологодчины, с его узорчатыми рубахами, напоминает, что даже труд в поле превращался в праздник — с песнями, хороводами и земляникой, собранной на лугу.
Изучая некоторые наряды, можно узнать много нового о старинных традициях и обычаях. К примеру, на Пинежье проводили «метища» — трехдневные гуляния на речном лугу, куда съезжалась молодежь из окрестных деревень на «утренние, денные и ночные» веселья, чтобы присмотреть себе пару. Богатые невесты-«повязочницы» демонстрировали фамильные жемчужные повязки и алые шелковые «аловицы», переодеваясь по нескольку раз за день, тогда как бедные «кокушницы» щеголяли в ярких ситцевых «аглицких» сарафанах с простыми платочками на головах.
Эти гуляния становились живой выставкой не только девичьего приданого, но и эволюции народного костюма — от старинных домотканых нарядов до модных фабричных тканей. А теперь эти яркие образы можно увидеть на выставке.
Ремесло: мудрость рук
Русское ремесло — это философия и самобытная культура, воплощенные в дереве, ткани, металле. На выставке представлены произведения, выполненные в технике ручного узорного ткачества, ручной набойки и вышивки, кружевоплетения и лоскутного шитья, резьбы и росписи по дереву, гравировки по металлу. И все работы рассказывают свои интересные истории.
Лаковая миниатюра из Палеха и Федоскино, как и открывающая экспозицию шкатулка из Ивановской области «Сказание о Петре и Февронии», знакомит с житиями различных святых в тончайших деталях. Павлопосадские платки, архангельские полотенца-«наспичники», вологодское кружево, московские лоскутные одеяла… Вместе с «классикой» видим и эксперименты: ковры Воронежской губернии, сотканные по журнальным схемам, и созданные в техники кубовой набивки скатерти с «трактирными» узорами демонстрируют, как традиция впитывала новые веяния, не теряя корней.
Вологодское кружево.
Особый раздел — пряничные доски. Резные «орленые» и «хоромные» формы XVII–XIX веков напоминают, что пряник в России был не лакомством, а искусством. Многие из них имитировали предметы, могли даже становиться звездами на елку или маленькими подарками. А шестикилограммовые царские пряники с миндальной мукой и вином — символы щедрости, которыми одаривали важных гостей.
Форма для пряника.
Свадьба: обряд как символ
Русская свадьба представляла собой сложный обрядовый цикл, где каждый этап — сватовство, сговор, венчание и пир — сопровождался особыми ритуалами и костюмами. Сваха в нарядном городском платье с дорогой шалью вела переговоры между семьями, а невеста на смотринах представала перед женихом в девичьем свадебном наряде — парчовом сарафане с жемчужной повязкой, скрытая под фатой от сглаза.
Костюм свахи
После сговора начиналась подготовка к венчанию: невеста собирала приданое — десятки вышитых полотенец, подзоры и украшения, которые бережно хранились в расписном сундуке, как вологодский образец XIX века. Эти сундуки, перевозившиеся в дом жениха, становились семейными реликвиями, хранящими память о труде и мастерстве невесты. Свадебный раздел выставки позволяет увидеть все элементы ритуалов и торжества — и буквально окунуться в эти события прошлых веков.
Николай Петров. «Смотрины невесты», 1861. Из собрания ГРМ.
На девичнике, запечатленном Корзухиным на одноименной картине, невесту в окружении подруг вели из бани с обрядовыми песнями, а в доме жениха ее встречали в красном венчальном сарафане — символе замужества. Полотно Петрова «Смотрины невесты» переносит зрителя в самый волнительный момент — церемонию представления девушки семье жениха, где поднятие фаты знаменовало начало новой жизни. При этом «Смотрины невесты» Николая Петрова и «Девичник» Алексея Корзухина — не просто жанровые сценки, а этнографические документы. В них читается сложный ритуал перехода девушки в статус жены, где каждое действие — от поднятия фаты до прощальных песен — наполнено символикой.
Алексей Корзухин. «Девичник», 1889. Из собрания ГРМ.
Эти произведения вместе с подлинными костюмами и утварью (тут и сундук с приданым из Вологды, расписанный цветами и хранящий десятки полотенец и подзоров — свидетельств трудолюбия невесты, и двойной свадебный ковш, из которого пили жених и невеста, — метафора единства, и многое другое) раскрывают не только красоту обрядов, но и их глубокий смысл.
Вологодское кружево.
Дети и их занятия: взросление в работе и игре
Детский мир на выставке — это колыбель с миниатюрным лоскутным одеялом, погремушки и мячики, игрушечная посуда и турецкие солдатики, деревянные бирюльки, тряпичные «пеленашки», расписные санки-«чунки» для зимних гуляний. Все это сопровождают картины: написанная Венециановым с теплотой и созерцательностью картина «Первые шаги».
Детские игрушки.
Игрушечная посуда.
Но если присмотреться к полотнам, то можно увидеть: не одни только игры занимали долгие дни сельских ребят. Работа Венецианова «Крестьянские дети в поле» напоминает, что даже самые младшие в семье впитывали традиции с первых же лет жизни: девочки с семи лет пряли, мальчики осваивали ремесла и помогали в полевых работах.
Праздники и застолье: радость бытия
Праздничный раздел — гимн русскому гостеприимству. Самовары-кухни, где одновременно варился обед и кипятилась вода для чая. форма для пасхи и расписные яйца, пряничные доски и резные солонки с узнаваемыми храмами (например, Ростовского кремля) — неизменные атрибуты застолий, сопровождавших всех важные праздники. Это и Рождество, и Пасха, и святки, и многие другие. Всем традициям уделено на выставке свое приметное место.
Самовар-кухня.
На стенах — воплощение радушия и неиссякаемого наслаждения от приемов пищи или чаёвничания. Тут «Демьянова уха» Попова соседствует с чаепитием «вприкуску» (как у Рябушкина). А «Угощение боярина» Шварца приоткрывает нам тайну целого обряда — поцелуйного. По традиции Московского царства, жена хозяина подавала знатнейшему из гостей чарку водки, а после угощения гости по очереди подходили к хозяйке и целовали ее в знак благодарности.
А. А. Попов. «Демьянова уха», 1856. Из собрания ГРМ.
Выставка «Русская традиция» в Ростовском кремле — это не ностальгия по прошлому, а разговор о вечном. Она напоминает, что за каждым экспонатом — поколения людей, для которых семья, труд и праздник были не абстракциями, а смыслом. Как сказал куратор выставки: «Эти вещи пережили революции и войны, потому что в них — душа народа. И пока мы их помним, она жива».
Выставка проходит в рамках национального проекта «Культура». Сначала выставку принимает Ростов Великий. Далее выставка в расширенном варианте будет показана в Русском музее в Петербурге, затем проект увидит Рязань. К выставке планируется запись цикла лекций, посвященных традиционной русской культуре. В «Ростовском кремле» выставка будет открыта до 14 сентября 2025 года.