1. Алексей Лука. «Личное»
К заповедному можно отнести широкий спектр понятий: от безграничных рощ и лесов до небольших пространств как в физическом, так и в духовном смысле. Заповедной может быть и обширная территория, охраняемая государством, ти глубоко личная: воспоминания, размышления, ощущения и собственные границы.
Объект в виде каркаса дома делит пространство на личное и публичное. Однако его границы прозрачны и дают зрителю выбрать, насколько его «заповедное», личное открыто или, наоборот, сокрыто от окружающих. Каркас дома переплетается с конструктивом крыши здания бывшей конюшни, словно прорастает в нем. Это своего рода пространство в пространстве, где зритель остается со своим «личным» наедине. Воспоминания из детства, состояние покоя — все это находится внутри объекта, где единственный четкий предмет — это дверь, через которую можно попасть внутрь.
Алексей Лука. «Личное»
2. Danil Danot. Check point
В этом проекте check point означает промежуточную точку в истории повседневного быта. Здесь собраны предметы, оказавшиеся «в подвешенном состоянии»: они уже не настолько актуальны, чтобы использоваться по назначению, но и не столь стары, чтобы считаться музейными экспонатами. Среди них типичная советская мебель, промышленные стиральные машины и бытовая техника начала 2000-х.
Danil Danot. Check point
Как и большинство заповедников, «Горки Ленинские» ориентированы на сохранение природного ландшафта и материальной среды, связанной с определенным «исторически значимым» прошлым. Однако объекты, представленные в инсталляции, в эту иерархию памяти не вписываются. Помещенные в выставочный контекст, они приобретают новую роль — становятся маркерами повседневности, которые еще не стали историей.
Это вещи, о которых редко говорят и которые не принято сохранять, но именно они формировали визуальный и материальный фон жизни миллионов людей. Инсталляция фиксирует этот момент «исчезновения», предлагая поразмыслить, что именно мы склонны сохранять, а что забывать, и почему.
Danil Danot. Check point
3. Михаил Чулов. «Местное время»
Еще Платон говорил, что время — лишь иллюзия. Ученые доказали, что восприятие времени зависит от видимого размера пространства и расстояния. Времени без нас не существует, и, попав в безлюдное место, мы сами запускаем время.
Образ жерновов не случаен: они приводятся в движение человеком и останавливаются в его отсутствие. Зрители могут испытать на себе эффект oddball, когда стимулы, резко отличающиеся от других (например, странные жернова на стене), удерживают внимание зрителя. Обрамление жерновов — буквица часов Кремля XVII века, где было лишь 17 делений, а значит, и восприятие времени было иным. Есть ли в заповедном месте особенное время или человек приносит туда «свое»?
Михаил Чулов. «Местное время»
4. Елена Тормышева. Imago
Имаго, от латинского imago — образ, вид — окончательная стадия индивидуального развития насекомых, например, бабочки. На этом этапе оболочка ее кокона прорывается и показываются еще неокрепшие, хрупкие крылья. В первые минуты после выхода из куколки бабочка еще не способна летать. Она взбирается на вертикальные возвышения, где остается до расправления крыльев. Позже расправленные крылья твердеют и приобретают характерную окраску.
Работа Елены Тормышевой — фиксация момента перехода из одного состояния в другое. Это своего рода безвременье, когда бабочка уже вылезла из своего укрытия, перерожденная в новое, адаптированное к жизни существо, но еще не осознала свои возможности, наличие крыльев и новую супер-способность — умение летать.
Елена Тормышева. Imago
5. Елизавета Вербицкая. Серии «Ожидание», «Эрот»
«Ожидание» — триптих с борзыми, созданный в рамках серии. Эта работа отражает личный опыт и внутренние переживания, связанные с длительной изоляцией и ожиданием, когда каждый визит близкого человека или друга превращается в торжественное событие, а промежутки между встречами наполнены предчувствием грандиозного восторга.
Елизавета Вербицкая. Серии «Ожидание», «Эрот»
Эта серия началась в резиденции в Перми, в которой художница участвовала три месяца. Из-за сложного финансового положения там сложилась традиция экспериментировать с «нехудожественными» материалами. После отделки осталась фанера, и художница решила исследовать ее фактуру, создавая уникальные текстуры. Позже фанера стала одним из основных материалов автора.
Серия «Эрот», или «Эрос», посвящена сердцу всего сущего — страстям. В композиции находятся своего рода пространственные окна и пейзажи. Цветок символизирует эротическое, чувственное начало, а пространство пейзажа — полет, движение и ощущение бесконечности.
Елизавета Вербицкая. Серии «Ожидание», «Эрот»
6. Laznes Binch (концепция, инсталляция), Ксения Ферзь, Absurd Soundart (звук). «Мнемофантазия»
Каждый момент жизни ассоциируется с набором визуальных образов. Для ориентирования в самом себе так привычно использовать «хлебные крошки» из фотоленты!
Закрыть глаза, остановить визуальное потребление — начать процесс созидания из образов, переработанных сознанием. Сначала перед глазами появятся лишь точки, пятна, силуэты. Затем они соберутся в цельные образы. Внутри зритель может различать знакомые фрагменты, но так только кажется — на самом деле каждый раз образы новые.
Laznes Binch (концепция, инсталляция), Ксения Ферзь, Absurd Soundart (звук). «Мнемофантазия»
Laznes Binch (концепция, инсталляция), Ксения Ферзь, Absurd Soundart (звук). «Мнемофантазия»
7. Вера Ершова, Гриша JOY. «Призрачная археология»
Художники исследуют проявления предметов, обращаясь к их сути. Они не пытаются интерпретировать, не ищут причинно-следственные связи, не реконструируют ход событий, а лишь показывают скрытое, давая возможность объектам явиться.
Вера Ершова, Гриша JOY. «Призрачная археология»
Тысячи ветрозащитных светоотражателей, пролежавшие в этом здании несколько десятков лет, утратили свой функционал как предметы человеческого быта и интересны лишь редким коллекционерам. Их ничего не связывает с этим местом, время тоже не играет никакой роли. Но как любой утраченный и вновь обретенный объект неожиданно получают статус сокровища. Вынутые из толщи повседневной функциональности, они предстают в своем истинном виде.
Когда: 13 июля — 28 сентября 2025 года
Где: музей-заповедник «Горки Ленинские», Московская область, п. г. т. Горки Ленинские, ул. Центральная, 8
Вера Ершова, Гриша JOY. «Призрачная археология»