1. Алексей Лука. «Личное»

К заповедному можно отнести широкий спектр понятий: от безграничных рощ и лесов до небольших пространств как в физическом, так и в духовном смысле. Заповедной может быть и обширная территория, охраняемая государством, ти глубоко личная: воспоминания, размышления, ощущения и собственные границы.

Объект в виде каркаса дома делит пространство на личное и публичное. Однако его границы прозрачны и дают зрителю выбрать, насколько его «заповедное», личное открыто или, наоборот, сокрыто от окружающих. Каркас дома переплетается с конструктивом крыши здания бывшей конюшни, словно прорастает в нем. Это своего рода пространство в пространстве, где зритель остается со своим «личным» наедине. Воспоминания из детства, состояние покоя — все это находится внутри объекта, где единственный четкий предмет — это дверь, через которую можно попасть внутрь.

Алексей Лука. «Личное»  | Источник: Олег Куракин

Алексей Лука. «Личное»

Фото

Олег Куракин


2. Danil Danot. Check point

В этом проекте check point означает промежуточную точку в истории повседневного быта. Здесь собраны предметы, оказавшиеся «в подвешенном состоянии»: они уже не настолько актуальны, чтобы использоваться по назначению, но и не столь стары, чтобы считаться музейными экспонатами. Среди них типичная советская мебель, промышленные стиральные машины и бытовая техника начала 2000-х.

Danil Danot. Check point | Источник: Олег Куракин

Danil Danot. Check point

Фото

Олег Куракин

Как и большинство заповедников, «Горки Ленинские» ориентированы на сохранение природного ландшафта и материальной среды, связанной с определенным «исторически значимым» прошлым. Однако объекты, представленные в инсталляции, в эту иерархию памяти не вписываются. Помещенные в выставочный контекст, они приобретают новую роль — становятся маркерами повседневности, которые еще не стали историей.

Это вещи, о которых редко говорят и которые не принято сохранять, но именно они формировали визуальный и материальный фон жизни миллионов людей. Инсталляция фиксирует этот момент «исчезновения», предлагая поразмыслить, что именно мы склонны сохранять, а что забывать, и почему.

Danil Danot. Check point | Источник: Олег Куракин

Danil Danot. Check point

Фото

Олег Куракин


3. Михаил Чулов. «Местное время»

Еще Платон говорил, что время — лишь иллюзия. Ученые доказали, что восприятие времени зависит от видимого размера пространства и расстояния. Времени без нас не существует, и, попав в безлюдное место, мы сами запускаем время.

Образ жерновов не случаен: они приводятся в движение человеком и останавливаются в его отсутствие. Зрители могут испытать на себе эффект oddball, когда стимулы, резко отличающиеся от других (например, странные жернова на стене), удерживают внимание зрителя. Обрамление жерновов — буквица часов Кремля XVII века, где было лишь 17 делений, а значит, и восприятие времени было иным. Есть ли в заповедном месте особенное время или человек приносит туда «свое»?

Михаил Чулов. «Местное время»

Михаил Чулов. «Местное время»


4. Елена Тормышева. Imago

Имаго, от латинского imago — образ, вид — окончательная стадия индивидуального развития насекомых, например, бабочки. На этом этапе оболочка ее кокона прорывается и показываются еще неокрепшие, хрупкие крылья. В первые минуты после выхода из куколки бабочка еще не способна летать. Она взбирается на вертикальные возвышения, где остается до расправления крыльев. Позже расправленные крылья твердеют и приобретают характерную окраску.

Работа Елены Тормышевой — фиксация момента перехода из одного состояния в другое. Это своего рода безвременье, когда бабочка уже вылезла из своего укрытия, перерожденная в новое, адаптированное к жизни существо, но еще не осознала свои возможности, наличие крыльев и новую супер-способность — умение летать.

Елена Тормышева. Imago | Источник: Олег Куракин

Елена Тормышева. Imago

Фото

Олег Куракин


5. Елизавета Вербицкая. Серии «Ожидание», «Эрот»

«Ожидание» — триптих с борзыми, созданный в рамках серии. Эта работа отражает личный опыт и внутренние переживания, связанные с длительной изоляцией и ожиданием, когда каждый визит близкого человека или друга превращается в торжественное событие, а промежутки между встречами наполнены предчувствием грандиозного восторга.

Елизавета Вербицкая. Серии «Ожидание», «Эрот» | Источник: Олег Куракин

Елизавета Вербицкая. Серии «Ожидание», «Эрот»

Фото

Олег Куракин

Эта серия началась в резиденции в Перми, в которой художница участвовала три месяца. Из-за сложного финансового положения там сложилась традиция экспериментировать с «нехудожественными» материалами. После отделки осталась фанера, и художница решила исследовать ее фактуру, создавая уникальные текстуры. Позже фанера стала одним из основных материалов автора.

Серия «Эрот», или «Эрос», посвящена сердцу всего сущего — страстям. В композиции находятся своего рода пространственные окна и пейзажи. Цветок символизирует эротическое, чувственное начало, а пространство пейзажа — полет, движение и ощущение бесконечности.

Елизавета Вербицкая. Серии «Ожидание», «Эрот» | Источник: Олег Куракин

Елизавета Вербицкая. Серии «Ожидание», «Эрот»

Фото

Олег Куракин


6. Laznes Binch (концепция, инсталляция), Ксения Ферзь, Absurd Soundart (звук). «Мнемофантазия»

Каждый момент жизни ассоциируется с набором визуальных образов. Для ориентирования в самом себе так привычно использовать «хлебные крошки» из фотоленты!

Закрыть глаза, остановить визуальное потребление — начать процесс созидания из образов, переработанных сознанием. Сначала перед глазами появятся лишь точки, пятна, силуэты. Затем они соберутся в цельные образы. Внутри зритель может различать знакомые фрагменты, но так только кажется — на самом деле каждый раз образы новые.

Laznes Binch (концепция, инсталляция), Ксения Ферзь, Absurd Soundart (звук). «Мнемофантазия» | Источник: Олег Куракин

Laznes Binch (концепция, инсталляция), Ксения Ферзь, Absurd Soundart (звук). «Мнемофантазия»

Фото

Олег Куракин

Laznes Binch (концепция, инсталляция), Ксения Ферзь, Absurd Soundart (звук). «Мнемофантазия» | Источник: Олег Куракин

Laznes Binch (концепция, инсталляция), Ксения Ферзь, Absurd Soundart (звук). «Мнемофантазия»

Фото

Олег Куракин


7. Вера Ершова, Гриша JOY. «Призрачная археология»

Художники исследуют проявления предметов, обращаясь к их сути. Они не пытаются интерпретировать, не ищут причинно-следственные связи, не реконструируют ход событий, а лишь показывают скрытое, давая возможность объектам явиться.

Вера Ершова, Гриша JOY. «Призрачная археология» | Источник: Олег Куракин

Вера Ершова, Гриша JOY. «Призрачная археология»

Фото

Олег Куракин

Тысячи ветрозащитных светоотражателей, пролежавшие в этом здании несколько десятков лет, утратили свой функционал как предметы человеческого быта и интересны лишь редким коллекционерам. Их ничего не связывает с этим местом, время тоже не играет никакой роли. Но как любой утраченный и вновь обретенный объект неожиданно получают статус сокровища. Вынутые из толщи повседневной функциональности, они предстают в своем истинном виде.

Когда: 13 июля — 28 сентября 2025 года

Где: музей-заповедник «Горки Ленинские», Московская область, п. г. т. Горки Ленинские, ул. Центральная, 8

Вера Ершова, Гриша JOY. «Призрачная археология» | Источник: Олег Куракин

Вера Ершова, Гриша JOY. «Призрачная археология»

Фото

Олег Куракин