Кэрри Мэй Уимс, Painting the Town #1 7, 2021
Кто представляет: Fraenkel Gallery, стенд A13
Чем важна работа: Эта фотография, на первый взгляд напоминающая абстрактное полотно, на самом деле не так проста, как кажется. На ней изображены окна, заколоченные после протестов Black Lives Matter 2020 года в Портленде, Орегон. Под черной краской скрыты лозунги на тему расовой несправедливости.
Кэрри Мэй Уимс. Painting the Town #17, 2021. Галерея Fraenkel Gallery.
Марсель Дюшан, LHOOQ Rasée, 1965
Кто представляет: Galerie 1900-2000, стенд G6
Чем важна работа: Эта поздняя версия скандального дадаистского шедевра Дюшана 1919 года, на котором была изображена усатая Мона Лиза. Название — L.H.O.O.Q. — представляет собой дадаистский каламбур, при произнесении вслух аббревиатура превращается в непристойную фразу Elle a chaud au cul (буквально «У нее горячо в заднице»). В этой версии Дюшан убирает усы, вновь играя с публикой и ее культурными иконами.
Марсель Дюшан. L.H.O.O.Q. Rasée, 1965. Коллаж на игральной карте, наклеенной на приглашение на ужин. Галерея Galerie 1900-2000.
Ласло Мохой-Надь, CH Space 6, 1941
Кто представляет: Galerie Le Minotaure, стенд F17
Чем важна работа: Этот цикл из семи работ отражает новаторский подход одного из ярких представителей Баухауса Ласло Мохой-Надя к абстракции в индустриальную эру, использующий современные материалы и методы для исследования света, движения и восприятия — принципов, которые сформировали эстетику Баухауса и всю современную дизайнерскую мысль.
Ласло Махой-Надь, CH Space 6, 1941. Холст, масло. Галерея Galerie Le Minotaure.
Филип Гастон, «Миграция», 1978
Галерея-представитель: Hauser & Wirth, стенд C10
Чем важна работа: Масштабное полотно музейного уровня, затрагивающая актуальную в наше время тему миграции (иммиграции и эмиграции). Она дополнена двумя другими редкими работами Филипа Гастона.
Филип Гастон, «Миграция», 1978. Галерея Hauser & Wirth.
Мартин Киппенбергер, Modell Interconti, 1987; стол с картиной Герхарда Рихтера, 1973
Кто представляет: Layr, стенд L16
Чем важна работа: Киппенбергер превратил монохромную серую картину Герхарда Рихтера в столешницу журнального столика, бросив тем самым вызов авторитету представителю старшего поколения художников и смело обозначив тем самым смену поколений в послевоенном немецком искусстве.
Мартин Киппенбергер, Modell Interconti, 1987. Cтол с картиной Герхарда Рихтера, 1973. Галерея Layr.
Эрик Булатов. Диптих «Вперед», 2021
Кто представляет: Skopia | P.-H. Jaccaud, Art Basel Unlimited
Чем важна работа: работы выполнены в характерном для Булатова стиле соцарта — с использованием советской типографики и отсылкой к эстетике советского авангарда.
Эрик Булатов. Диптих «Вперед», 2021. Галерея Skopia | P.-H. Jaccaud.
Эрик Булатов. Диптих «Вперед», 2021. Галерея Skopia | P.-H. Jaccaud.
Кара Уолкер, The Gates of Hello! , 2024
Кто представляет: Sikkema Malloy Jenkins, стенд R16
Чем важна работа: Коллаж Кары Уокер с первого взгляда трогает зрителя за живое. Красиво нарисованные и вырезанные силуэты людей падают, словно выброшенные на свалку истории или (еще одна, более жуткая ассоциация) — в братскую могилу. Эта работа затрагивает ключевые темы творчества Кары Уолкер минимальными выразительными средствами.
Кара Уолкер, The Gates of Hello! , 2024. Галерея Sikkema Malloy Jenkins.
Пол Тек, «Сицилия», 1962–1963
Кто представляет: Pace Gallery, стенд A7
Почему это важно: Эта полуабстрактная работа вдохновлена первым путешествием Пола Тека в Европу. Глубокие красные и коричневые оттенки земли на этой картине словно отсылают к его же серии Technological Reliquaries, которая, в свою очередь, была вдохновлена знаменитыми «Катакомбами капуцинов» в Палермо.
Пол Тек, «Сицилия», 1962–1963. Галерея Pace Gallery.
Ники де Сен-Фалль, «Я проснулась вчера ночью», 1994
Кто представляет: Galerie Georges-Philippe & Nathalie Vallois, стенд E10
Чем важна работа: Ники де Сен-Фалль известна своими монументальными женскими скульптурами. В этой же работе она отдает дань уважения своему покойному мужу — скульптору Жану Тэнгли. Яркая и красочная картина I Woke Up Last Night («Я проснулась вчера ночью») оборудована фотодатчиком, который автоматически определяет присутствие зрителей и запускает движение в духе скульптур Тэнгли. Прекрасная ода союзу двух творческих душ!
Ники де Сен-Фалль, «Я проснулась вчера ночью», 1994. Галерея Galerie Georges-Philippe & Nathalie Vallois.
Хелен Франкенталер, «Лебединое озеро 1», 1961
Кто представляет: Yares Art, стенд E14
Чем важна работа: Эта работа — классический образец фирменного стиля Франкенталера, представителя так называемой Живописи цветового поля (Color Field painting). Картина яркая, с изюминкой, синий здесь напоминает озеро, желтый — песок, зеленый — прибрежную зелень. В пустотах, оставленные мазками ярких красок, можно различить силуэты птиц, прорывающих границы между абстрактным и фигуративным искусством.
Хелен Франкенталер, «Лебединое озеро 1», 1961. Галерея Yares Art.
Мария Лассниг, Blauer Weicher, 1998
Кто представляет: Petzel, стенд A3
Чем важна работа: Интроспективный, нетипично абстрактный автопортрет художницы 1998 года. Работа никогда прежде не выставлялась перед широкой публикой.
Мария Лассниг, Блауэр Вайхер, 1998. Галерея Petzel.
Жан Тэнгли, «Балуба II», 1961
Кто представляет: Hauser & Wirth, стенд E16
Чем важна работа: Жан Тэнгли совершил революцию в скульптуре, внедрив кинетическое движение и превратив статическое искусство в динамический опыт. «Балуба II» — яркий тому пример.
Жан Тэнгли, Балуба II, 1961. Галерея Hauser & Wirth.
Пьер Сулаж, Peinture, 1955
Кто представляет: Applicat-Prazan, стенд E16
Чем важна работа: Картина выставляется вместе с другой редкой работой Сулажа того же периода. Оба полотна созданы в эпоху активных экспериментов французского художника с техниками и выразительными средствами, великолепно отражая его интерес к каллиграфии, экспрессии и, конечно же, черному цвету.
Пьер Сулаж, Peinture, 130x88,5 см, 1955. Холст, масло. Галерея Applicat-Prazan.
Кармен Эррера, Без названия, 1948
Кто представляет: Lisson Gallery стенд U17
Чем важна работа: Ранние работы Кармен Эрреры — в последствии «гранд-дамы» геометрической абстракции — редко можно увидеть на художественных ярмарках. В этом небольшом, но мощном полотне 1948 года ярко прослеживается способность кубинско-американской художницы несколькими точными движениями создавать напряжение и динамику.
Юлиус фон Бисмарк, «Над океаном горит другое солнце», 2025
Кто представляет: Esther Schipper, стенд S1
Чем важна работа: Этот триптих, изготовленный из впечатляющего списка материалов (включая растения, чучело осьминога и губки), был создан с использованием инновационной техники прессования. Он может складываться и раскладываться, словно икона безграничным возможностям природного мира.