«Между Парижем и Москвой»: выставка об Александре Бычковой и Сергее Кольцове в Музее Москвы | Источник: Музей Москвы
Фото

Музей Москвы

Проект является продолжением выставки «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х», проходившей в Музее Москвы весной прошлого года, одной из героинь которой была художница Александра Бычкова. Она прославилась своими текстильными панно и вышивками, кроме того Бычкова была женой известного советского скульптора Сергея Кольцова. И хотя у этой семейной пары не было совместных проектов, внимательно рассмотрев их творчество, можно найти явные параллели: очевидно, что как художники они росли и формировались вместе.

Сергей Кольцов и Александра Кольцова-Бычкова, 1928–1932. Собрание семьи художницы. | Источник: Музей Москвы

Сергей Кольцов и Александра Кольцова-Бычкова, 1928–1932. Собрание семьи художницы.

Фото

Музей Москвы

В основе выставки лежат две ретроспективы, две творческие линии, которые постоянно пересекаются и, наоборот, расходятся. Зрителю предлагается познакомиться с каждым художником отдельно и одновременно увидеть, в чем они пересекались и совпадали. Творчество Бычковой и Кольцова объединяет много разных техник, школ, направлений — строгановская декоративность встречается с формальной школой ВХУТЕМАСа, увлечение Анри Матиссом и Полем Сезанном соседствует с Сандро Боттичелли и Альбрехтом Дюрером, шаржи — с лирическими портретами, скульптура — с живописью и вышивкой.

Александра Кольцова-Бычкова. «Новинки (рисунок витрины магазина)», 1931. Бумага, гуашь, карандаш графитный, аппликация. Пермская государственная художественная галерея. | Источник: Музей Москвы

Александра Кольцова-Бычкова. «Новинки (рисунок витрины магазина)», 1931. Бумага, гуашь, карандаш графитный, аппликация. Пермская государственная художественная галерея.

Фото

Музей Москвы

Александра Кольцова-Бычкова. «Цветы», 1931. Бумага, аппликация, гуашь, карандаш графитный. Пермская государственная художественная галерея. | Источник: Музей Москвы

Александра Кольцова-Бычкова. «Цветы», 1931. Бумага, аппликация, гуашь, карандаш графитный. Пермская государственная художественная галерея.

Фото

Музей Москвы

«Александра Бычкова и Сергей Кольцов не писали манифестов, не предлагали теорий и не вступали в громкие рассуждения о том, какое место занимает искусство в советской действительности и каково положение художника в обществе. Они не транслировали революционные настроения, скорее наоборот — наблюдали за жизнью новой столицы и ловко встраивались в повороты истории. Творчество супругов — про гармонию нового и старого, интимного и общественного, про поиск и сохранение себя в период сильных политических сдвигов и ярких позиций в искусстве», — отмечает куратор выставки Ксения Гусева.

Сергей Кольцов. «Рабочий с трубкой», Париж, 1928-1930. Бумага, карандаш. Вологодская областная картинная галерея. | Источник: Музей Москвы

Сергей Кольцов. «Рабочий с трубкой», Париж, 1928-1930. Бумага, карандаш. Вологодская областная картинная галерея.

Фото

Музей Москвы

Сергей Кольцов. «Сидящий мужчина», Париж, 1928-1930. Бумага, цветной карандаш (синий). Вологодская областная картинная галерея. | Источник: Музей Москвы

Сергей Кольцов. «Сидящий мужчина», Париж, 1928-1930. Бумага, цветной карандаш (синий). Вологодская областная картинная галерея.

Фото

Музей Москвы

Посетители прошлогодней выставки «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х» неоднократно спрашивали, как Александра Бычкова оказалась в Париже, и почему ее командировка продолжалась целых три года. Новая экспозиция дает ответы на эти вопросы, а также рассказывает, чем художница и ее муж занимались по возвращении в Россию. Так, например, Бычкова обучала подростков вышиванию, а Кольцов участвовал в реставрации Большого театра после Великой Отечественной войны.

Александра Кольцова-Бычкова. Эскиз рисунка для ткани, 1928–1932. Бумага, гуашь, графитный карандаш. Пермская государственная художественная галерея. | Источник: Музей Москвы

Александра Кольцова-Бычкова. Эскиз рисунка для ткани, 1928–1932. Бумага, гуашь, графитный карандаш. Пермская государственная художественная галерея.

Фото

Музей Москвы

Александра Кольцова-Бычкова. Эскиз рисунка для ткани, 1928–1932. Бумага, гуашь, графитный карандаш. Пермская государственная художественная галерея. | Источник: Музей Москвы

Александра Кольцова-Бычкова. Эскиз рисунка для ткани, 1928–1932. Бумага, гуашь, графитный карандаш. Пермская государственная художественная галерея.

Фото

Музей Москвы

На выставке представлены монументальные текстильные панно, живопись, скульптура, графика, предметы дизайна, собранные более чем из 20 столичных и региональных музеев. Впервые творчество супругов будет представлено в таком объеме в одном месте. Экспозиция дополнена частными коллекциями, в том числе собранием произведений семьи художников.

  • Куратор: Ксения Гусева, искусствовед, исследователь советской моды и текстиля, старший научный сотрудник Музея Москвы

  • Архитектор: Анна Румянцева

  • Графический дизайн: Рустам Габбасов

Когда: 29 апреля — 24 августа 2025 года

Где: Москва, Музей Москвы, Зубовский бульвар, 2, корпус 1

Сергей Кольцов. «Совет красных командиров», 1932. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея. | Источник: Музей Москвы

Сергей Кольцов. «Совет красных командиров», 1932. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея.

Фото

Музей Москвы