Проект является продолжением выставки «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х», проходившей в Музее Москвы весной прошлого года, одной из героинь которой была художница Александра Бычкова. Она прославилась своими текстильными панно и вышивками, кроме того Бычкова была женой известного советского скульптора Сергея Кольцова. И хотя у этой семейной пары не было совместных проектов, внимательно рассмотрев их творчество, можно найти явные параллели: очевидно, что как художники они росли и формировались вместе.
Сергей Кольцов и Александра Кольцова-Бычкова, 1928–1932. Собрание семьи художницы.
В основе выставки лежат две ретроспективы, две творческие линии, которые постоянно пересекаются и, наоборот, расходятся. Зрителю предлагается познакомиться с каждым художником отдельно и одновременно увидеть, в чем они пересекались и совпадали. Творчество Бычковой и Кольцова объединяет много разных техник, школ, направлений — строгановская декоративность встречается с формальной школой ВХУТЕМАСа, увлечение Анри Матиссом и Полем Сезанном соседствует с Сандро Боттичелли и Альбрехтом Дюрером, шаржи — с лирическими портретами, скульптура — с живописью и вышивкой.
Александра Кольцова-Бычкова. «Новинки (рисунок витрины магазина)», 1931. Бумага, гуашь, карандаш графитный, аппликация. Пермская государственная художественная галерея.
Александра Кольцова-Бычкова. «Цветы», 1931. Бумага, аппликация, гуашь, карандаш графитный. Пермская государственная художественная галерея.
«Александра Бычкова и Сергей Кольцов не писали манифестов, не предлагали теорий и не вступали в громкие рассуждения о том, какое место занимает искусство в советской действительности и каково положение художника в обществе. Они не транслировали революционные настроения, скорее наоборот — наблюдали за жизнью новой столицы и ловко встраивались в повороты истории. Творчество супругов — про гармонию нового и старого, интимного и общественного, про поиск и сохранение себя в период сильных политических сдвигов и ярких позиций в искусстве», — отмечает куратор выставки Ксения Гусева.
Сергей Кольцов. «Рабочий с трубкой», Париж, 1928-1930. Бумага, карандаш. Вологодская областная картинная галерея.
Сергей Кольцов. «Сидящий мужчина», Париж, 1928-1930. Бумага, цветной карандаш (синий). Вологодская областная картинная галерея.
Посетители прошлогодней выставки «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х» неоднократно спрашивали, как Александра Бычкова оказалась в Париже, и почему ее командировка продолжалась целых три года. Новая экспозиция дает ответы на эти вопросы, а также рассказывает, чем художница и ее муж занимались по возвращении в Россию. Так, например, Бычкова обучала подростков вышиванию, а Кольцов участвовал в реставрации Большого театра после Великой Отечественной войны.
Александра Кольцова-Бычкова. Эскиз рисунка для ткани, 1928–1932. Бумага, гуашь, графитный карандаш. Пермская государственная художественная галерея.
Александра Кольцова-Бычкова. Эскиз рисунка для ткани, 1928–1932. Бумага, гуашь, графитный карандаш. Пермская государственная художественная галерея.
На выставке представлены монументальные текстильные панно, живопись, скульптура, графика, предметы дизайна, собранные более чем из 20 столичных и региональных музеев. Впервые творчество супругов будет представлено в таком объеме в одном месте. Экспозиция дополнена частными коллекциями, в том числе собранием произведений семьи художников.
Куратор: Ксения Гусева, искусствовед, исследователь советской моды и текстиля, старший научный сотрудник Музея Москвы
Архитектор: Анна Румянцева
Графический дизайн: Рустам Габбасов
Когда: 29 апреля — 24 августа 2025 года
Где: Москва, Музей Москвы, Зубовский бульвар, 2, корпус 1
Сергей Кольцов. «Совет красных командиров», 1932. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея.