«Мадонна Бенуа», Леонардо да Винчи
В собрании Эрмитажа есть две картины да Винчи, которые считаются предметами особой гордости — ведь до наших дней дошло чуть более 10 его живописных работ. Одна из них — «Мадонна Бенуа» — ранняя работа художника, которая нарушала все каноны того времени. Изначально она называлась «Мадонна с младенцем».
Телесность персонажей, естественность поз и жестов — все создает иллюзию жизни, и только нимбы над головами матери и младенца напоминают, о ком идет речь. Картина долгое время хранилась в семье придворного архитектора Леонтия Бенуа и получила название по имени его супруги. В 1914 году семья Бенуа продала картину Эрмитажу.
«Мадонна Литта», Леонардо да Винчи
Еще одна картина, которая нам известна по имени ее последних владельцев — семьи герцога Антони Литта. Это полотно уже больше похоже на классическую интерпретацию библейского сюжета. Искусствоведы полагают, что да Винчи написал ее в Милане, но до сих пор спорят об истинном авторстве полотна. В любом случае, «Мадонна Литта» входит в число шедевров, утвердивших стиль Высокого Возрождения. Подготовительный рисунок к эрмитажному полотну хранится в Париже в Лувре.
«Даная», Тициан
В Эрмитаж «Даная» попала еще в 1772 году — ее купили у барона Кроза, известного финансиста и любителя искусства. Это сюжет из античных мифов, занимавших важное место в творчестве Тициана, и одна из самых чувственных его работ.
В основе полотна — миф о дочери аргосского царя Акрисия Данае, к которой проник Зевс в образе золотого дождя. По свидетельствам, дошедшим до наших дней, Тициан обращался к этой теме минимум 6 раз на протяжении 16 лет. «Данаи» его кисти, помимо Эрмитажа, хранятся, например, в музее Прадо в Мадриде и в венском Музее истории искусств.
«Даная», Рембрандт
Рембрандтовская «Даная» попала в Эрмитаж вместе с «Данаей» Тициана — из той же коллекции барона Кроза. Это одна из самых знаменитых его работ с очень сложной судьбой. Художник начал писать ее в 1636 году, через 2 года после свадьбы — и в чертах Данаи прослеживались черты его супруги Саскии. Но, судя по всему, после смерти жены он изменил картину, запечатлев в Данае образ своей любовницы — Гертье Диркс.
К сожалению, теперь о тонкости исполнения «Данаи» можно судить лишь по записям, сохранившимся в архивах. В 1985 году вандал, признанный позднее невменяемым, облил картину серной кислотой и порезал ножом. Реставраторы 12 лет трудились над тем, чтобы вернуть полотно в музейную экспозицию, однако поверхностные слои живописи в центре полотна были уничтожены безвозвратно.
«Возвращение блудного сына», Рембрандт
Одна из последних работ художника и самая крупная его картина на религиозную тему. Рембрандт обращается к библейскому сюжету, изобразив финальный его эпизод — уставшего исхудалого сына, вернувшегося к отцу, которого он бросил. Некоторые считают, что Рембрандт таким образом словно подвел итог своему жизненному и творческому пути, передавая себя на высший суд.
Картина, кстати отсылает к одной из юношеских работ Рембрандта — «Блудный сын в таверне» — это автопортрет художника, где он предстает в образе кутилы и повесы.
«Юноша с лютней», Караваджо
«Юноша с лютней» — единственная работа одного из величайших европейских художников XVII века, которая хранится в России. Эрмитаж приобрел ее в 1808 году из собрания галереи Джустиниани в Риме.
Это одно из ранних произведений живописца, и в нем в полной мере видны все особенности его творчества, стремление отображать жизнь со всеми ее деталями и тонкой символикой: лютня с трещиной, надрезанная груша, ноты с мадригалом Жака Аркаделя (Якоба Аркадельта).
Кстати, в России картина долгое время выставлялась под названием «Лютинистка», потому что сложно было понять, кто на самом деле на ней изображен.
«Портрет дамы в голубом», Томас Гейнсборо
«Портрет дамы в голубом» кисти Гейнсборо — заметное произведение в коллекции английской живописи. Это единственная работа художника в России, в Эрмитаж она попала незадолго до революции. Интересно, что Гейнсборо не любил писать портреты, предпочитая пейзажи, но при этом его сильнее всего ценили именно как портретиста.
Кто эта дама — до сих пор неизвестно. По одной из версий на портрете изображена герцогиня де Бофор, по другой — княжна Тараканова, самозванка, претендующая на российский престол.
«Черный квадрат», Казимир Малевич
Без этого произведения мы не можем представить себе историю русского авангарда. Одно из самых известных произведений русского искусства XX века поступило в коллекцию Эрмитажа в 2002 году. Миллион долларов за полотно отдал меценат Владимир Потанин, передав его в дар музею. Кстати, всего «Черных квадратов» — четыре. Первый и третий хранятся в Третьяковской галерее, а второй — в Русском музее в Петербурге. Последний «квадрат» — одна из немногих картин Малевича, которые оставались в семье после смерти художника.
«Музыка» и «Танец», Анри Матисс
Вообще, картин должно было быть три — «Музыка», «Танец» и «Медитация». Их Матиссу заказал один из крупнейших коллекционеров Сергей Щукин. Однако от «Медитации» остались только наброски, а вот два грандиозных парных панно «Танец» и «Музыка» выставлены в Эрмитаже и считаются одними из главных сокровищ коллекции.
«Музыка», Анри Матисс.
Интересно, что в 1910 году эти картины спровоцировали скандал на парижском «Осеннем салоне» — слишком уж они эпатировали обнаженностью и трактовкой образов. Щукин чуть было не отказался от их приобретения, но вскоре изменил свое решение, устыдившись «своего недостатка смелости».
«Танец», Анри Матисс.