Ростислав Лебедев. «Автопортрет художника В. И. Сурикова с его любимой вороной по кличке Б. Морозова», 2016 | Источник: pop/off/art gallery

Ростислав Лебедев. «Автопортрет художника В. И. Сурикова с его любимой вороной по кличке Б. Морозова», 2016

Фото

pop/off/art gallery

Название выставки отсылает к каноническому тексту Марселя Пруста «По направлению к Свану» (1913), а именно к моменту, когда главный герой макает в чашку чая мадленку и затем надкусывает ее, погружаясь в смутное проживание иного, ушедшего времени.

Источник: pop/off/art gallery
Фото

pop/off/art gallery

Концепция проекта зародилась при столкновении с историей самого пространства, которое заняла галерея в своей второй итерации. Долгое время выставочное помещение служило уличным переходом — обычной «аркой» между улицей и внутренним двором. Со временем оно обрело новые дополнительные стены в торцах, ограничивающие пространство — и уже комнатный характер. А с не столь давних пор долгое время работавший здесь магазин книг, функционировавший как официальное представительство культового периодического издания по искусству «Художественный журнал», превратилось в одну из локаций известной московской галереи.

Эта тема преображения места, к которому несознательно обращается движение памяти и в котором ей трудно опознать очертания прежней жизни, и стала точкой отсчета для проекта.

Олег Ланг. «Ангел над городом», 2008. | Источник: pop/off/art gallery

Олег Ланг. «Ангел над городом», 2008.

Фото

pop/off/art gallery

Ключевые фигуры проекта — по преимуществу советские художники, которые прибегают к схожему чувственному спектру, которым располагает текст французского классика. Здесь и заигрывание с шершавой магией бытового мира, как у Михаила Рогинского или у Аркадия Петрова, и деликатная изощренность материальной фактуры, как у Андрея Гросицкого или у Александра Нея, и, конечно, сама эстетизация руины и тема трансформирующего хода времени — модные в 1900–1910-е годы сюжеты, которые за сто будущих лет так и не утратили своей актуальности

Александр Панкин. «Голова», 1992. | Источник: pop/off/art gallery

Александр Панкин. «Голова», 1992.

Фото

pop/off/art gallery

Жизнь повседневности, выхваченной из разных эпох и описанной разными языками, окружает ореол непрерывной утраты, изменения, трансформации. Руина со временем приобретает новые смыслы, плохо освещенный переход превращается в хорошо отделанный кабинет, работающий для показа произведений искусства. Романтизация ускользающего прошлого — расхожий, давно ставший общим местом сюжет, а наследие модернизма — без сомнения, то самое удобное кресло, которое дает возможность передохнуть. Может быть, кто-то предложит кофе и пирожных к нему.

Александр Плюснин. «Глубокий рельеф», 2015. | Источник: pop/off/art gallery

Александр Плюснин. «Глубокий рельеф», 2015.

Фото

pop/off/art gallery

Участники: Анна Афонина, Игорь Вулох, Андрей Гросицкий, Юрий Злотников, Зенон Комиссаренко, Олег Ланг, Ростислав Лебедев, Борис Марковников, Александр Ней, Александр Панкин, Аркадий Петров, Александр, Плюснин, Михаил Рогинский, Дарья Суровцева, Елена Суровцева, Шамиль Шааев.

Когда: 30 мая — 16 августа 2025 года

Где: Москва, галерея pop/off/art 2.0