Название выставки отражает гармонию духовной и светской власти в Древней Византии, которая проявлялась даже в чеканке монет. Экспозиция включает предметы декоративного искусства, миниатюрную резьбу по камню, художественный металл, живопись, архитектурные детали и предметы археологии. Рассказываем о самых интересных артефактах.
Императорское облачение
Специально для выставки были изготовлены рельефы с изображением византийских правителей, их фигуры можно потрогать и узнать тайный смысл элементов императорского облачения. Это реконструкция показывает этнографический образ императора, такие как, например, маппа, мешочек с прахом, символ бренности жизни; или копье, которое олицетворяет готовность защищать с оружием в руках веру Христову или лор, связывающий императора с образом Христа, а также державу: она символизирует Вселенную, земной шар с утвержденным на ней крестом — доминантой христианской религии.
Монета с императором Юстинианом II
При императоре Юстиниане II на монетах впервые появилось изображение Христа. Император использовал его для демонстрации своей власти. Христос представлен как Иисус Вседержитель: он восседает на троне, держит Евангелие и смотрит прямо на зрителя. Это сирийский тип изображения Христа с короткой прической, как у простых римлян. На другой стороне монеты Юстиниан II изображен в той же позе, с державой в одной руке и крестом в другой, олицетворяя власть на земле. Иисус Христос, как вселенский правитель, олицетворяет власть на небе.
Солид Юстина II, 565–578.
Солид императрицы Елены
Солид императрицы Елены представляет изображение Матери императора Константина. Ее личность чрезвычайно важна в христианской истории, поскольку именно она стала первой христианкой из императорской семьи. Еще ей принадлежит звание первого археолога: ее стараниями в Иерусалиме, на Голгофе, было найдено множество артефактов. Ею же был основан знаменитый Храм Гроба Господня и обретены частицы Голгофского креста. Это одна из самых редких и ценных монет выставки.
Змеевик
Один из предметов декоративного искусства, магический предмет, имеющий отношение к восприятию в русской традиционной культуре античных и византийских образов. С одной стороны на нем изображена некая змееволосая богиня, которая многими интерпретируется как Медуза Горгона, а с другой стороны расположено изображение святых. Змеевик носился на груди для того, чтобы заручиться поддержкой и языческих божеств, и христианских. То есть веру не выбирали, а ограждали себя от злых сил.
Златник Олега (Михаила) князя Тмутараканского
Олег долгое время провел в Византии, будучи заложником в плену. Но он не сидел сложа руки, а заручился связями. И после того, как начал править в Тмутаракани, его отношения с Византией сделали его одним из ключевых торговых партнеров и первым русским нефтяником. Поскольку он продавал не что иное, как нефть, которая была так востребована для создания «греческого огня». В Тамани были первые месторождения, освоенные русским правительством в удельном княжестве, где грязевые вулканы свидетельствовали об активности нефтяных выбросов.
Паломнические инсигнии
Паломнические инсигнии на выставку приехали из Новгородского музея-заповедника. Они являются доказательством того, что человек совершил паломничество. Это своего рода сувенир, значок, свидетельство религиозного подвига. Прибыв в то или иное святое место, паломники могли приобрести такой значок и нашить его себе на одежду.
Предметы личного благочестия
Древние иконки можно было носить постоянно с собой, на шее, в качестве нательного образа. Они разнообразны и интересны тем, что иконографические сюжеты находят параллели с сюжетами на монетах. Такие иконки являются крайне редкими. Для выставки были выбраны самые примечательные экспонаты из Исторического музея, Русского музея, Новгородского музея, Музея христианской культуры и из Третьяковской галереи. Сотрудничество крупнейшей российской художественной галереи и Музея нумизматики, чьи коллекции пересекаются именно в части древней Византии и древнерусского искусства, подтверждают единство иконографических образов на монетах и в изобразительном искусстве того времени.
Выставка продлится до 1 октября 2025 года