Факты о художнике
Гариф Басыров (1944–2004) родился в поселке № 26 АЛЖИРа (Акмолинского лагеря жен изменников Родины) в Казахстане.
В 1958 году поступил в знаменитую Московскую среднюю художественную школу.
В 1963–1968 годах учился во Всесоюзном государственном институте кинематографии (ВГИК) на художественном факультете.
После окончания ВГИКа полностью посвятил себя рисованию, начал заниматься офортом и литографией в Студии имени И. И. Нивинского. Графика стала его основным медиумом.
В 1975 году пришел работать иллюстратором в журнал «Химия и жизнь», где проработал в течение 15 лет.
На выставке представлены его самые известные серии 1970-х — 1980-х годов, в том числе рисунки «Обитаемые пейзажи» и «Горожане за городом», офорты «Космос», «Люди с грузом», «Спящие» и др., а также иллюстрации к культовому советскому журналу «Химия и жизнь».
Гариф Басыров. «Конец зимы». Из малой серии «Обитаемые пейзажи». Июнь 1981. Бумага, тушь, перо, карандаш. Собрание Фонда Марджани.
Журнальная иллюстрация Басырова отсылает к эстетике сюрреализма как наиболее созвучной научно-популярному изданию. Интерес к сюрреалистам и метафизикам — Рене Магритту, Максу Эрнсту, Джорджо де Кирико и др. — был распространен в среде советских интеллектуалов и неформальных художников 1960-х гг. Своих больших графических сериях «Обитаемые пейзажи» и «Горожане за городом», над которыми художник работал с конца 1970-х до начала 1990-х годов, Гариф Басыров переосмысляет приемы метафизического и сюрреалистического искусства и создает изобразительный язык, не вписывающийся в рамки конкретного художественного направления.
Гариф Басыров. «Перепутанные провода». Иллюстрация для журнала «Химия и жизнь», 1978. Бумага, тушь, перо, цветной карандаш. Собрание семьи художника.
Гариф Басыров. Иллюстрация для журнала «Химия и жизнь», 1986. Тонированный картон, шариковая ручка, цветной карандаш. Частная коллекция.
Персонажи Басырова обитают в «мерцающих» пейзажах, в которых можно узнать сомнамбулические ландшафты спальных районов (натурой для большинства его работа стал московский район Матвеевское, в котором он жил) и одновременно бескрайние марсианские пустыни из рассказов Рея Бредбери. Микрорайон, или «наш „эдем“», как называл его Басыров, мыслится художником как планета.
Гариф Басыров. «Полдень I». Из серии «Обитаемые пейзажи», 1987–1988. Тонированная бумага, цветной карандаш. Частная коллекция.
В основе художественной вселенной Басырова лежит разомкнутая драматургическая структура, близкая природе кинематографа. Его персонажи увязают в голых, безлюдных ландшафтах или, напротив, растворяются, рассеиваясь в воздухе. А еще они летают. Их массивные тела в пиджаках и пальто внезапно оказываются почти невесомыми и взмывают в воздух, как надутые гелием воздушные шары, вопреки всем законам гравитации и парят над унылым городским пейзажем и серой действительностью.
Гариф Басыров. Лист № 2. Из серии «Люди с грузом», 1986. Бумага, офорт. Частная коллекция.
Работы Басырова тонко и точно отразили эпоху 1970–1980-х годов. «Ощущение тайны бытия, вообще тайны — оно есть везде. И эти персонажи в цигейковых воротниках тоже чувствуют ее присутствие. <…> Они пытаются прикоснуться к тайне и усилия свои не оставляют даже в очереди за пивом, ведь они никогда не попадут в Гималаи, поэтому слушают космос здесь», — говорил художник.
Параллельно со своими «большими» циклами с 1980 по 1991 годы Басыров работал над миниатюрными рисунками и создал около восьмисот произведений.
В начале 1990-х годов Гариф Басыров практически перестал заниматься фигуративным искусством и перешел к абстракции. В 1995 году он создал серию объектов-бриколажей «Инкубусы» (от латинского слова incubus — «кошмар») из обломков, найденных на даче после урагана. Художник говорил, что «это куклы, игрушки или божки, сделанные в следующем тысячелетии, найденные еще позже, но выставленные сегодня. <…> следы разных цивилизаций — от древних до будущих». «Архаические» антропоморфные фигурки кажутся артефактами тех недосягаемых планет, к которым стремятся басыровские герои.
Когда: 26 апреля — 22 июня 2025 года
Где: Москва, МАММ, ул. Остоженка, 16
Кураторы: Анна Зайцева, Мария Лаврова
Гариф Басыров. «Спорт V». Из серии «Обитаемые пейзажи», 1991. Тонированный картон, цветной карандаш. Собрание семьи художника.
Гариф Басыров. «Нарцисс», 1991. Тонированная бумага, цветной карандаш. Собрание семьи художника.