Василий Кандинский. «Зимний день. Смоленский бульвар». Около 1916. Государственная Третьяковская галерея. Дар Г. Д. Костаки, 1977 | Источник: пресс-служба выставки

Василий Кандинский. «Зимний день. Смоленский бульвар». Около 1916. Государственная Третьяковская галерея. Дар Г. Д. Костаки, 1977

Фото

пресс-служба выставки

Об эпохе, городе, людях и, конечно, жизни Гиляровского на трех этажах Музее русского импрессионизма рассказывают живописные полотна, технические новинки рубежа XIX–XX веков из фондов Политехнического музея и даже нейросеть Алиса. На что стоит обратить внимание и почему эту выставку точно нельзя пропустить рассказываем в подборке самых интересных экспонатов.

1. Сергей Малютин. Портрет Владимира Гиляровского. 1915 год

Пожалуй, самый колоритный портрет главного героя всего проекта принадлежит кисти Сергея Малютина. Картина приехала на выставку из Астраханской государственной картинной галереи. Известный портретист изобразил Гиляровского именно таким, каким его знала вся Москва — от обитателей ночлежек до членов литературных кружков — Сергей Малютин. Портрет Владимира Гиляровского. 1915. Астраханская государственная картинная галерея им. П. М. Догадина что, как писали соратники, был способен голыми руками выкорчевывать деревья с корнем.

Сергей Малютин. «Портрет Владимира Гиляровского». 1915. Астраханская государственная картинная галерея им. П. М. Догадина | Источник: пресс-служба выставки

Сергей Малютин. «Портрет Владимира Гиляровского». 1915. Астраханская государственная картинная галерея им. П. М. Догадина

Фото

пресс-служба выставки


2. Алексей Корин. Бурлаки. 1897

В 16 лет Гиляровский сбежал из дома, чтобы стать бурлаком. Ему не сразу удалось найти работу — развитие пароходства практически истребило потребность в ручном труде. Помогла разбушевавшиеся в те годы холера, по причине которой на реках искали новую здоровую рабочую силу. Так Гиляровский 20 дней тянул судно по Волге от Ярославля до Рыбинска, а после перешел в артель крючников.

Характерные образы бурлаков, воспетые в каноническом полотне Ильи Репина, находят отражение в творчестве многих художников-реалистов конца XIX столетия. И именно этот тяжелый труд во многом предопределил жизненные ориентиры Владимира Гиляровского.

Алексей Корин. «Бурлаки». 1897. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» | Источник: пресс-служба выставки

Алексей Корин. «Бурлаки». 1897. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»

Фото

пресс-служба выставки


3. А. А. Гамзин. Черти на земле. Бенефис Михаила Лентовского. Конец XIX века

Еще одной неожиданной вехой в многогранной жизни Гиляровского стала работа в театре. Впервые в составе театральной труппы будущий репортер и писатель оказался в 1875 году в Тамбове. Среди его ролей были, например, Держиморда и Добчинский в «Ревизоре». В Москве Гиляровский особенно восхищался Михаил Лентовским — актером и основателем театра в Саду «Эрмитаж» — месте достаточно необычном, нестандартном, где все было устроено для пышного праздника. Помимо сцены, в «Эрмитаже» располагались ресторан, проходили оперетты, цирк и даже работала редчайшая иллюминация, сделанная с помощью самых передовых технологий Сименс.

А. А. Гамзин. «Черти на земле». Бенефис Михаила Лентовского. Конец XIX века. Театральный музей им. А. А. Бахрушина | Источник: пресс-служба выставки

А. А. Гамзин. «Черти на земле». Бенефис Михаила Лентовского. Конец XIX века. Театральный музей им. А. А. Бахрушина

Фото

пресс-служба выставки


4. Валерий Алфеевский. Кафе «Артистическое». 1924

Гастрономической теме, как и зарисовкам праздников, гуляний в книгах Гиляровского уделено особое внимание. Повествуя о событиях в трактирах, репортер подробно описывал и подаваемые блюда, и всех присутствующих в заведениях — от половых (официантов) до гостей-завсегдатаев. Многие определяющие знакомства случались в то время именно в трактирах и кабаках — например, художник Валерий Алфеевский завел дружбу с Есениным в знаменитом кафе «Стойло Пегаса» на Тверской.

К трактирным сюжетам чаще всего прибегали художники новых направлений — самые известные разгульные сцены запечатлел Михаил Ларионов и его последователи. Несмотря на общий интерес к народной жизни, Гиляровский продолжал резко отрицать художественную ценность авангарда и произведений молодых художников.

Владимир Алфеевский. «Кафе „Артистическое“». 1924. Государственная Третьяковская галерея  | Источник: пресс-служба выставки

Владимир Алфеевский. «Кафе „Артистическое“». 1924. Государственная Третьяковская галерея

Фото

пресс-служба выставки


5. Владимир Маковский. Интервью. 1903

В 1880-х годах в газетах появляются первые напечатанные очерки Гиляровского — как в стихотворной форме, так и в прозе. В 1882 году герой выставки становится корреспондентом газеты «Московский листок», где освещает хронику происшествий. Так Гиляровский встает на путь «летучего репортера», пробегая порой весь город за несколько часов, чтобы первым засвидетельствовать случившееся, и знакомясь с пестрой московской публикой всевозможных социальных слоев. Опережая своих коллег в «добыче» свежих новостей и обладая безусловным литературным талантом, Гиляровский стал быстро подниматься по карьерной лестнице.

Владимир Маковский. «Интервью». 1903. Собрание Коллекцiонер Клуба, Москва | Источник: пресс-служба выставки

Владимир Маковский. «Интервью». 1903. Собрание Коллекцiонер Клуба, Москва

Фото

пресс-служба выставки


6. Николай Кравченко. Портрет Антона Павловича Чехова. 1895

Одновременно с началом журналистской карьеры Гиляровский входит в литературные круги, несмотря на отсутствие соответствующего образования. Самая теплая и продолжительная дружба сложилась у «короля репортеров» с Чеховым, который, в свою очередь, отмечал особый писательский талант Гиляровского при заметном пробеле в профессиональном образовании.

Александр Куприн писал о Гиляровском «Ты — пуп Москвы!», а критики сравнивали пьесу «На дне» Максима Горького с рассказами о реальных трущобах и ночлежках Москвы Гиляровского. Невзирая на искусственно созданную литературную «конкуренцию» Горький и Гиляровский также были добрыми друзьями.

Николай Кравченко. Портрет Антона Павловича Чехова. 1895. Литературный музей Института русской литературы (Пушкинского Дома) Российской академии наук, Санкт-Петербург | Источник: пресс-служба выставки

Николай Кравченко. Портрет Антона Павловича Чехова. 1895. Литературный музей Института русской литературы (Пушкинского Дома) Российской академии наук, Санкт-Петербург

Фото

пресс-служба выставки

7. Сергей Грибков. Мальчик у магазина игрушек. 1890

Второй герой выставки — сам город, Москва на рубеже XIX–XX веков. Гиляровский прожил в там 54 года, за это время город пережил множество изменений. Но не только и даже не так интересовал Гиляровского облик Москвы, как пестрые образы ее обитателей, часто запечатленные на картинах с жанровыми сценами художников-современников.

Критикуя авангардные течения в искусстве, Гиляровский с интересом наблюдал за новым поколением «передвижников» — живописцев, выходивших из МУЖВЗ с классическим образованием и продолжавших традицию изображать жизнь простых людей и социальные проблемы в реалистической манере. Мельчайшие детали быта горожан подробно описаны в знаменитом произведении Гиляровского «Москва и москвичи».

Сергей Грибков. «Мальчик у магазина игрушек». 1880. Собрание Коллекцiонер Клуба, Москва | Источник: пресс-служба выставки

Сергей Грибков. «Мальчик у магазина игрушек». 1880. Собрание Коллекцiонер Клуба, Москва

Фото

пресс-служба выставки


8. Николай Ульянов. Улица Москвы. 1910

Первое, что поразило Гиляровского в Москве еще в 1870-е годы, были хаотичность и темп движения. Уже тогда дороги бурлили, кипели, каждый житель — пешком или на повозке — спешил и обгонял. Первые трамваи появились в Москве в 1886 году, а автомобили поехали по улицам в 1895-м.

Столь значительный технологический скачок и совершенно новый транспорт изменили движение города, но не его характер — на дорогах продолжала твориться неразбериха, порой опасная для жизни. Особым авторитетом среди горожан пользовались извозчики — они могли не только быстро довезти до необходимой точки, но и порекомендовать и даже прорекламировать за оплату необходимые к посещению места.

Николай Ульянов. «Улица Москвы». 1910-е годы. Самарский областной художественный музей  | Источник: пресс-служба выставки

Николай Ульянов. «Улица Москвы». 1910-е годы. Самарский областной художественный музей

Фото

пресс-служба выставки

9. Аппарат телеграфный Морзе конструкции В. А. Ухи. 1904 год

В спецпроекте «Пространство технологий» продолжается рассказ об эпохе и технологическом прогрессе рубежа столетий, свидетелем которого стал Владимир Гиляровский. Уникальные экспонаты для этой части экспозиции предоставлены соорганизатором выставки Политехническим музеем.

Экспериментатор по натуре, Гиляровский старался использовать в своей работе все блага нового времени — так именно благодаря появившемуся телеграфу репортеру не раз удавалось первым донести свежие новости до редакции. Телефон Белла, портативные фотоаппараты, граммофоны, фонографы — все это Гиляровский и сам видел в Политехническом музее, называя «чудесами». Тему научно-технического прогресса в залах Музея русского импрессионизма продолжает интерактивное пространство, созданное командой Яндекса и Алисы, в котором посетители выставки могут продолжить написание истории современной Москвы.

Аппарат телеграфный Морзе конструкции В. А. Ухи. Политехнический музей | Источник: пресс-служба выставки

Аппарат телеграфный Морзе конструкции В. А. Ухи. Политехнический музей

Фото

пресс-служба выставки


10. Генрих Фогелер. Первомайская демонстрация в Москве. 1923

О революции 1917 года Гиляровский писал немного. В статьях встречались описания горожан, ностальгирующих о прошлой жизни, но достаточно быстро Гиляровского захватил дух НЭПа, который сначала казался не менее блистательным и прогрессивным, чем рубеж эпох. Однако репортажи того времени все чаще посвящались беспризорным детям, нищете, очередям и преступности, а также описанию плохой еды, пришедшей на смену ломившимся столам трактиров.

И все же поистине восхищала Гиляровского «новая Москва», становящиеся на его глазах «первым городом мира», а на фоне всех потрясений и перемен «король репортеров» отмечал: «И моя работа делает меня молодым и счастливым — меня, прожившего и живущего на грани двух столетий, на переломе двух миров».

Когда: Выставка «Свой человек. Владимир Гиляровский» работает до 25 января 2026 года

Генрих Фогелер. «Первомайская демонстрация в Москве». 1923. Музей современной истории России, Москва | Источник: пресс-служба выставки

Генрих Фогелер. «Первомайская демонстрация в Москве». 1923. Музей современной истории России, Москва

Фото

пресс-служба выставки