Неизвестный мастер XII века. Ларец–реликварий, декорированный костью и эмалевыми пластинами. Дерево, слоновая кость, медные пластины, эмаль | Источник: пресс-служба выставки

Неизвестный мастер XII века. Ларец–реликварий, декорированный костью и эмалевыми пластинами. Дерево, слоновая кость, медные пластины, эмаль

Фото

пресс-служба выставки

Французский Лимож — один из главных центров эмалевого искусства, где уже восемь столетий мастера превращают металл и стекло в иконы, триптихи, бытовые шедевры. Выставка лиможских эмалей в Твери покажет, как изменялись стили, сюжеты и технологии от выемчатой и перегородчатой эмали до изысканной гризайли и декоративных панно ар-деко.

Экспозиция включает предметы из частного собрания искусствоведа, коллекционера, эксперта по французским эмалям XII–ХХ веков Натальи Карпович. В мире существует несколько крупных частных собраний лиможской эмали, среди которых московское — одно из наиболее обширных.

Неизвестный мастер начала XVI века. Триптих со сценой Распятия и изображением Апостолов на боковых створках. Медная пластина, живописная эмаль, золото | Источник: пресс-служба выставки

Неизвестный мастер начала XVI века. Триптих со сценой Распятия и изображением Апостолов на боковых створках. Медная пластина, живописная эмаль, золото

Фото

пресс-служба выставки

История лиможской эмали — это история постоянного художественного поиска. В течение восьми веков местные мастера открывали все новые способы рассказа— о вере, власти, красоте и человеческой душе — через огонь, стекло и металл.

В XII–XIII веках — это глубокие, условные, но выразительные образы, созданные в технике выемчатой и перегородчатой эмали. Именно тогда появляются реликварии и складни — предметы паломничества, предназначенные для молитвы, благословения и обретения защиты. Их заказывали для храмов, возили в дорожных сундуках. Простота форм соседствовала с сиянием красок, а святые изображались с иконографической строгостью и монументальностью.

Круг мастера алтаря Мениль-су-Жумьеж. Триптих со сценой встречи Христа и Марии Магдалины и святыми Марфой и Марией на боковых створках. XVI век. Медная пластина, живописная эмаль, золото | Источник: пресс-служба выставки

Круг мастера алтаря Мениль-су-Жумьеж. Триптих со сценой встречи Христа и Марии Магдалины и святыми Марфой и Марией на боковых створках. XVI век. Медная пластина, живописная эмаль, золото

Фото

пресс-служба выставки

Самый ранний памятник, представленный на выставке, — ларец-реликварий XII века, уникальный по своей сохранности и художественному решению. Созданный на стыке западноевропейской и византийской традиций, он сочетает резную слоновую кость и рельефные эмалевые вставки, в которых можно проследить истоки техники эмали по рельефу.

Неизвестный мастер XII века. Ларец–реликварий, декорированный костью и эмалевыми пластинами. Дерево, слоновая кость, медные пластины, эмаль | Источник: пресс-служба выставки

Неизвестный мастер XII века. Ларец–реликварий, декорированный костью и эмалевыми пластинами. Дерево, слоновая кость, медные пластины, эмаль

Фото

пресс-служба выставки

К XV–XVI векам художественный язык эмали становится сложнее и живописнее. Под влиянием Возрождения появляется техника гризайли — тонкой, почти графической росписи по черному фону, позволяющей мастеру передавать полутон, объем и даже эмоции. Эмаль становится не только религиозным артефактом, но и средством изображения античных мифов, портретов и бытовых сцен.

Аполлон и Диана-охотница. XVI–XVII века. Медная пластина, живописная эмаль, золото. | Источник: пресс-служба выставки

Аполлон и Диана-охотница. XVI–XVII века. Медная пластина, живописная эмаль, золото.

Фото

пресс-служба выставки

Неизвестный мастер XVI века. «Коронование Богоматери». Медная пластина, живописная эмаль, золото | Источник: пресс-служба выставки

Неизвестный мастер XVI века. «Коронование Богоматери». Медная пластина, живописная эмаль, золото

Фото

пресс-служба выставки

На выставке представлен один из главных памятников этой эпохи — триптих Пьера Реймона «Оммаж короля Эдуарда французскому Филиппу». Этот редкий экспонат, подписанный мастером и датированный 1563 годом, одно из немногих произведений исторического характера, выполненных в технике полихромной эмали.

Тема подчинения английского короля французской короне взята из хроник XIII века, но трактована в эстетике Возрождения: с классической архитектурой, ренессансными фигурами, орнаментальным фризом, развевающимися драпировками и композицией, построенной по законам перспективы. По уровню исполнения этот триптих сопоставим с работами Реймона, хранящимися в Эрмитаже и Лувре. Но отличается редкой темой и полной подписью автора на всех створках, что делает его музейным исключением.

Пьер Рейнан. Триптих «Оммаж короля Эдуарда Франциску». XVI век. Медная пластина, живописная эмаль, золото | Источник: пресс-служба выставки

Пьер Рейнан. Триптих «Оммаж короля Эдуарда Франциску». XVI век. Медная пластина, живописная эмаль, золото

Фото

пресс-служба выставки

В XVI–XVII веках техника продолжает развиваться, сохраняя высокое качество исполнения, особенно в мастерских семей Лоден и Пенико. Важным направлением становятся изделия с мифологическим и аллегорическим содержанием, среди которых — шестигранная солонка с изображениями героев античности из мастерской семьи Пенико.

Мастерская семьи Пенико. Солонка шестигранная, декорированная эмалевыми пластинами с аллегорическими фигурами, XVI век. Дерево, медные пластины, живописная эмаль, золото | Источник: пресс-служба выставки

Мастерская семьи Пенико. Солонка шестигранная, декорированная эмалевыми пластинами с аллегорическими фигурами, XVI век. Дерево, медные пластины, живописная эмаль, золото

Фото

пресс-служба выставки

Неизвестный лиможский мастер XVII века. «Несение креста». Медная пластина, живописная эмаль, золото | Источник: пресс-служба выставки

Неизвестный лиможский мастер XVII века. «Несение креста». Медная пластина, живописная эмаль, золото

Фото

пресс-служба выставки

Такие предметы украшали интерьеры знати и нередко создавались по гравюрам итальянских и французских художников. Отдельно стоит отметить произведения мастеров, работавших при дворе Генриха II и связанных с расцветом портретной эмали. На выставке представлен портрет Екатерины Медичи, выполненный в традициях ренессансного парадного образа, с сохранившейся эмалевой рамой — еще одним редким элементом.

Неизвестный мастер XVI века. Портрет Екатерины Медичи, королевы Франции, в эмалевой раме. По портрету Франсуа Клуэ. Медная пластина, живописная эмаль

Неизвестный мастер XVI века. Портрет Екатерины Медичи, королевы Франции, в эмалевой раме. По портрету Франсуа Клуэ. Медная пластина, живописная эмаль

В XIX веке Лимож вновь становится точкой притяжения на волне интереса к историзму и декоративности. Появляются репродукционные эмали: миниатюрные копии знаменитых полотен, выполненные с виртуозной точностью и интерпретацией. Мастера этого времени — Форе, Кармона, Бонно — возвращают эмали место на границе между живописью и предметом быта.

Неизвестный мастер XVIII–XIX веков. «Эмилия-Тереза». 1592. Медная пластина, живописная эмаль, золото | Источник: пресс-служба выставки

Неизвестный мастер XVIII–XIX веков. «Эмилия-Тереза». 1592. Медная пластина, живописная эмаль, золото

Фото

пресс-служба выставки

Лоток с фигурными бортами и живописной композицией, изображающей даму с зонтиком. Вторая половина XIX века. Медный сплав, эмаль, золото | Источник: пресс-служба выставки

Лоток с фигурными бортами и живописной композицией, изображающей даму с зонтиком. Вторая половина XIX века. Медный сплав, эмаль, золото

Фото

пресс-служба выставки

Один из главных экспонатов выставки — издание «Житие Жанны д’Арк», оформленное эмалевыми накладками, созданными Жюлем Сарланди. Эта книга выпущена в честь канонизации святой и издана тиражом всего в 50 экземпляров. Редкость ее столь велика, что аналогов с подобным оформлением не существует ни в Эрмитаже, ни в Музее епархии Лиможа во Франции. Экземпляр, представленный в коллекции, — № 41, и, возможно, единственный уцелевший в полном оформлении, что делает его исключительным памятником искусства эмали и европейской книжной культуры.

Книга «Житие Жанны Д’Арк» с эмалевыми вставками. Первая половина XX века. Мастерская Sarlandie. Limoge; Жюль Сарланди (1874-1936). Издательство Марка Барбу, Лимож, 1905. Медная пластина, живописная эмаль, фольга, золото | Источник: пресс-служба выставки

Книга «Житие Жанны Д’Арк» с эмалевыми вставками. Первая половина XX века. Мастерская Sarlandie. Limoge; Жюль Сарланди (1874-1936). Издательство Марка Барбу, Лимож, 1905. Медная пластина, живописная эмаль, фольга, золото

Фото

пресс-служба выставки

Лиможская эмаль — это не только техника, но и зеркало эпохи: духовных поисков, художественных идеалов и технических возможностей. Этот исторический путь, представленный в экспозиции, позволяет увидеть не просто произведения искусства, но свидетельства времени, прошедшие сквозь огонь и века.

Когда: 12 сентября по 7 декабря 2025 года

Где: г. Тверь, ул. Советская, д. 3, Тверской императорский дворец

Неизвестный лиможский мастер. «Мадонна». По мотивам работы Андреа делла Роббиа «Мадонна каменщиков» (1475-1480). Конец XIX — начало XX века. Медная пластина, живописная эмаль, золото | Источник: пресс-служба выставки

Неизвестный лиможский мастер. «Мадонна». По мотивам работы Андреа делла Роббиа «Мадонна каменщиков» (1475-1480). Конец XIX — начало XX века. Медная пластина, живописная эмаль, золото

Фото

пресс-служба выставки

Ларец, декорированный перегородчатой эмалью в виде орнаментальных композиций. Вторая половина XIX века. Латунный сплав, перегородчатая эмаль | Источник: пресс-служба выставки

Ларец, декорированный перегородчатой эмалью в виде орнаментальных композиций. Вторая половина XIX века. Латунный сплав, перегородчатая эмаль

Фото

пресс-служба выставки