Дмитрий Краснопевцев. «Ваза с раковинами, бусы и морская звезда на красном фоне». 1964. Коллекция фонда «Прометей»
Дмитрий Краснопевцев — один из лидеров неофициального искусства. Художник-философ, мистик, символист, творчество которого противостоит суете и спешке современного мира. Его называют «хранителем времени». Он сам был обладателем уникальной коллекции древних артефактов, которые превратили его мастерскую в арт-объект еще при жизни художника.
Жанр натюрморта стал для него символом абсолютной, метафизической остановки времени.
Дмитрий Краснопевцев. «Морская звезда, закрывающая разбитый сосуд». 1966. Коллекция фонда «Прометей»
Он называл свои композиции «метафизическими натюрмортами» и осмыслял в них онтологические категории: жизнь, смерть, время, вечность. Сначала из его работ ушли люди, потом ушел цвет, и натюрморт обрел новую художественную эстетику. Краснопевцев показал, насколько безграничен жанр натюрморта.
Дмитрий Краснопевцев. «Две зеленые чаши с предметами». 1972. Коллекция Фонда «Прометей»
На выставке покажут более 50 живописных и графических работ из собраний Музея AZ, фонда «Прометей» и частных коллекций. Эпиграфом стал портрет Дмитрия Краснопевцева работы Анатолия Зверева — одно из лучших его произведений. Оно соседствует с ранними работами Краснопевцева, его театральными экспериментами и афишами.
Правый зал экспозиции превратился в квартиру Рихтера, где всегда звучит фортепьянная музыка в исполнении великого пианиста, друга Краснопевцева. Здесь же во время выставки пройдут концерты современных композиторов.
Дмитрий Краснопевцев. «Висящие рыбы и сосуды». 1960. Коллекция Музея AZ
Большую часть выставки составляют живописные работы разного времени, но особое место отведено графике — так называемой «азбуке» Краснопевцева. Эти эскизы содержат элементы, из которых вырастали его картины. В экспозиции также можно увидеть тетради с записями, письмами и рисунками художника.пресс-служба выставки
Архитектура выставки отсылает к мастерской Дмитрия Краснопевцева — пространству, наполненному особыми смыслами. Художника окружали старинные книги, керамические сосуды, камни, морские раковины, ритуальные предметы, органические артефакты. Краснопевцев не просто рисовал их, он творил в их присутствии. Художник–постановщик Катя Бочавар создала композиции из предметов, находившихся в мастерской Краснопевцева. Эти композиции не копии с картин или фотографий, а размышления на тему творчества мастера.
Дмитрий Краснопевцев. «Чукотская игрушка». 1959. Коллекция Музея AZ
«В нашем бурлящем, турбулентном мире его картины — это ниша спокойствия, тайны и чуда. Художник-отшельник, философ, мистик, символист, он противостоит бессмысленной суете и спешке современного мира. Мертвая природа краснопевцевского nature morte заставляет ощущать время, его неотвратимость, остро размышлять о жизни и бессмертии, чувствовать грань физического мира. На его картинах разворачивается загадочная жизнь вещей, вне социума, среды, места. Это разговор о бессмертии, о гармонии, о равновесии, к которому все стремится», — рассказывает куратор выставки Наталья Волкова.
Дмитрий Краснопевцев. «Композиция с висящими пузырьками и веточкой с красными листьями». 1988. Коллекция фонда «Прометей»
На экспозиции в наушниках звучит текст дневников художника, так присутствие Дмитрия Краснопевцева становится почти ощутимым. В рамках выставки запланированы лекционная программа и цикл музыкальных концертов, подготовленных композитором Сергеем Терентьевым и продюсером Антоном Каретниковым.
Когда: 25 сентября 2025 — 8 января 2026 года
Где: Москва, Центр современного искусства AZ/ART, ул. Маросейка ул., 11/4, с. 1
Дмитрий Краснопевцев. «Замурованная ниша с выпавшим куском». 1975. Коллекция Музея AZ