Выставка объединила около 200 живописных и графических работ Ильи Машкова, собранных из разных собраний России и стран бывшего СССР. На их примере можно проследить эволюцию художника — от радикальных экспериментов «Бубнового валета» до поздних работ соцреализма, которые до сих пор вызывают споры. Одни критики видят в них живописные шедевры, другие — банальность и китч.

Илья Машков. «Италья. Нерви. Пейзаж с акведуком», 1913, ГТГ. | Источник: Государственная Третьяковская Галерея

Илья Машков. «Италья. Нерви. Пейзаж с акведуком», 1913, ГТГ.

Фото

Государственная Третьяковская Галерея

Основа выставки — произведения Машкова из 26 государственных коллекций и частных собраний. Художник неоднократно возвращался к одним и тем же темам, переосмысляя их с интервалом в пять-десять лет. Он развивал свое живописное восприятие на основе метода Поля Сезанна и считал, что это позволит войти в классическую традицию и начать новую эпоху Ренессанса на современном этапе.

1. «Фрукты на блюде», 1910, ГТГ

Натюрморт был любимым жанром художников, входивших в объединение «Бубновый валет», а работы Ильи Машкова считаются одними из лучшими по работе с цветом. В картине «Фрукты на блюде», более известной под названием «Синие сливы», цвет достигает особенно интенсивного звучания. В центре композиции — оранжевый апельсин, окруженный синими сливами, а тарелка, на которой они лежат, обрамлена персиками и яблоками. И композиция, и колорит заставляют вспомнить красочность расписных подносов и лубочных картинок. На первый план выходит живописная фактура, цвет открытой краски, лежащей на холсте.

Илья Машков. «Фрукты на блюде», 1910, ГТГ. | Источник: Государственная Третьяковская Галерея

Илья Машков. «Фрукты на блюде», 1910, ГТГ.

Фото

Государственная Третьяковская Галерея


2. «Автопортрет», 1911, ГТГ

В «Автопортрете» художник показал себя в образе купца или владельца пароходства в модном пальто с шалевым воротником и высокой шапке. Асимметричное лицо с разного размера глазами и сдвинутыми бровями предельно серьезно: очевидна самоирония автора, сознававшего свое визуальное несовершенство. Машков изобразил себя на фоне условного пейзажа с морем и пароходом, который по формам и краскам напоминает сюжетную роспись подносов, распространенных в трактирах и чайных.

Илья Машков. «Автопортрет», 1911, ГТГ. | Источник: Государственная Третьяковская Галерея

Илья Машков. «Автопортрет», 1911, ГТГ.

Фото

Государственная Третьяковская Галерея


3. «Портрет В. П. Виноградовой», 1909, ГТГ

Портрет Варвары Виноградовой — пример отношения художников «Бубнового валета» к портретному жанру. Художник обратился к опыту народных мастеров, расписывавших подносы и делавших вывески, игрушки, лубок и другие формы наивного народного искусства.

Модель позирует на фоне избыточно узорчатых обоев и огромного филокактуса. Художник создает средствами станковой живописи образ «красавицы», который сложился в городском мещанском лубке начала ХХ века. В этом портрете Машков бросает вызов традициям русского психологического портрета, отражавшего духовную жизнь человека. Художник подчиняет модель своим живописным задачам, где автора одинаково занимают и его модель, и фон, на котором она располагается — не случайно второе название этой картины — «Женщина на фоне обоев».

Илья Машков. «Портрет В. П. Виноградовой», 1909, ГТГ. | Источник: Государственная Третьяковская Галерея

Илья Машков. «Портрет В. П. Виноградовой», 1909, ГТГ.

Фото

Государственная Третьяковская Галерея


4. «Дама с китаянкой» (Портрет Е. Киркальди), 1910, ГТГ

Портрет Евгении Ивановны Киркальди (известный также как «Дама с китаянкой») — одна из самых известных работ фовистского периода Машкова. Напряженность и насыщенность колорита, декоративность, фон-декорация с восточными мотивами, игровое взаимодействие двух женщин — характерные черты картины. Евгения Киркальди была ученицей Машкова, занималась у него в студии.

Илья Машков. «Дама с китаяянкой» (Портрет Е. Киркальди), 1910, ГТГ. | Источник: Государственная Третьяковская Галерея

Илья Машков. «Дама с китаяянкой» (Портрет Е. Киркальди), 1910, ГТГ.

Фото

Государственная Третьяковская Галерея


5. «Портрет Е. Курлянда», 1909, ГТГ

Портреты, написанные Машковым в начале 1910-х годов, не скрывают «оглядки» на Сезанна, Ван Гога и Матисса, трактуя модель человека как натюрморт, только несколько более сложный. Художник обобщает и упрощает человеческое лицо и фигуру так же, как упрощают яблоко, тыкву, кувшин, располагая их на фоне живописной драпировки.

В «Портрете Курлянда» лицо написано довольно вызывающе — крупными, яркими пятнами почти не смешанной краски — оранжевой, зеленой, фиолетовой. Машков в это время следует фовистам, в первую очередь Матиссу, и подчиняет модель своим живописным задачам. Впрочем, портрет этот вполне информативен — перед нами щегольски одетый человек в светлом костюме, сидящий в непринужденной позе. В его взгляде на зрителя, чувствуется уверенность, а то, что этот человек заказывает портрет Машкову, свидетельствует о его приверженности новейшим достижениям живописи: Ефрем Курлянд был коллекционером, собирателем произведений художников «Бубнового валета».

Илья Машков. «Портрет Е. Курлянда», 1909, ГТГ. | Источник: Государственная Третьяковская Галерея

Илья Машков. «Портрет Е. Курлянда», 1909, ГТГ.

Фото

Государственная Третьяковская Галерея


6. «Женевское озеро. Глион», 1914, ГТГ

Летом 1914 года, путешествуя по Европе, Илья Машков задержался в Швейцарии. В пейзажах того времени ясно виден интерес к живописной традиции Сезанна. Художника привлекли в пейзаже не состояние природы или игра солнечных пятен, мотив взят точно с натуры, четко определены пространственные планы, они выстроены рисунком и цветом.

Илья Машков. Женевское озеро. Глион. 1914, ГТГ | Источник: Государственная Третьяковская Галерея

Илья Машков. Женевское озеро. Глион. 1914, ГТГ

Фото

Государственная Третьяковская Галерея


7. «Натюрморт с фарфоровыми статуэтками», 1922, ГТГ

На рубеже 1910–1920-х годов Машков перешел от примитивистской трактовки форм к ориентации на «искусство музеев», старых европейских мастеров. Это сказалось и в выборе тем для натюрмортов.

На столике возле ампирного пьедестала из карельской березы, на фоне любимого «бубновыми валетами» расписного подноса расположены «действующие лица»: две фарфоровые статуэтки в костюмах XVIII века. Перед ними разложены яркие фрукты — художник обыгрывает разные фактуры и краски и выкладывает наа первы план првокационный пупырчатый огурец, играющий на контрасте с привычными атрибутами натюрморта.

Илья Машков. «Натюрморт с фарфоровыми статуэтками». 1922, ГТГ | Источник: Государственная Третьяковская Галерея

Илья Машков. «Натюрморт с фарфоровыми статуэтками». 1922, ГТГ

Фото

Государственная Третьяковская Галерея


8-9. «Снедь московская», 1924, ГТГ

В 1924 году И. Машков написал два больших парных натюрморта — «Снедь московская. Мясо, дичь» и «Снедь московская. Хлебы», ставших классикой советской живописи. Обе работы экспонировались на VII выставке АХPР «Революция, быт, труд» в 1925 году. Художник рассказывал, что в этих произведениях он хотел доказать — советское искусство понятно каждому человеку.

Илья Машков. «Снедь московская: хлебы», 1924, ГТГ. | Источник: Государственная Третьяковская Галерея

Илья Машков. «Снедь московская: хлебы», 1924, ГТГ.

Фото

Государственная Третьяковская Галерея

В отличие от ранних натюрмортов, в которых сказывалось увлечение «примитивом» и творчеством Поля Сезанна, в работах 1920-х годов источником вдохновения послужили творения фламандского живописца Франса Снейдерса, поэтому оба натюрморта выглядят как гимн жизни во всей ее полноте (хотя в реальности молодое советское государство боролось с голодом). Сочная дичь, фазаны и перепела, сдобные булки, покрытые глазурью, кренделя и буханки стали для художника символом радости бытия.

Илья Машков. «Снедь московская: Мясо, дичь», 1924, ГТГ. | Источник: Государственная Третьяковская Галерея

Илья Машков. «Снедь московская: Мясо, дичь», 1924, ГТГ.

Фото

Государственная Третьяковская Галерея


10. Клубника с белым кувшином. 1943, ГТГ

В последние годы жизни Илья Машков почти все время проводил на даче в подмосковном Абрамцево. В основном создавал реалистичные натюрморты, среди них — «Клубника с белым кувшином», рассказывающая о лете и плодородии.

Илья Машков. «Клубника с белым кувшином», 1943, ГТГ. | Источник: Государственная Третьяковская Галерея

Илья Машков. «Клубника с белым кувшином», 1943, ГТГ.

Фото

Государственная Третьяковская Галерея

Когда: 17 июня — 26 октября 2025 года

Где: Москва, Третьяковская галерея, Кадашевская набережная, 12

Илья Машков. «Натюрморт с гранатом, виноградом и тюбетейкой», 1909, ГТГ. | Источник: Государственная Третьяковская Галерея

Илья Машков. «Натюрморт с гранатом, виноградом и тюбетейкой», 1909, ГТГ.

Фото

Государственная Третьяковская Галерея