Выставка объединила около 200 живописных и графических работ Ильи Машкова, собранных из разных собраний России и стран бывшего СССР. На их примере можно проследить эволюцию художника — от радикальных экспериментов «Бубнового валета» до поздних работ соцреализма, которые до сих пор вызывают споры. Одни критики видят в них живописные шедевры, другие — банальность и китч.
Илья Машков. «Италья. Нерви. Пейзаж с акведуком», 1913, ГТГ.
Основа выставки — произведения Машкова из 26 государственных коллекций и частных собраний. Художник неоднократно возвращался к одним и тем же темам, переосмысляя их с интервалом в пять-десять лет. Он развивал свое живописное восприятие на основе метода Поля Сезанна и считал, что это позволит войти в классическую традицию и начать новую эпоху Ренессанса на современном этапе.
1. «Фрукты на блюде», 1910, ГТГ
Натюрморт был любимым жанром художников, входивших в объединение «Бубновый валет», а работы Ильи Машкова считаются одними из лучшими по работе с цветом. В картине «Фрукты на блюде», более известной под названием «Синие сливы», цвет достигает особенно интенсивного звучания. В центре композиции — оранжевый апельсин, окруженный синими сливами, а тарелка, на которой они лежат, обрамлена персиками и яблоками. И композиция, и колорит заставляют вспомнить красочность расписных подносов и лубочных картинок. На первый план выходит живописная фактура, цвет открытой краски, лежащей на холсте.
Илья Машков. «Фрукты на блюде», 1910, ГТГ.
2. «Автопортрет», 1911, ГТГ
В «Автопортрете» художник показал себя в образе купца или владельца пароходства в модном пальто с шалевым воротником и высокой шапке. Асимметричное лицо с разного размера глазами и сдвинутыми бровями предельно серьезно: очевидна самоирония автора, сознававшего свое визуальное несовершенство. Машков изобразил себя на фоне условного пейзажа с морем и пароходом, который по формам и краскам напоминает сюжетную роспись подносов, распространенных в трактирах и чайных.
Илья Машков. «Автопортрет», 1911, ГТГ.
3. «Портрет В. П. Виноградовой», 1909, ГТГ
Портрет Варвары Виноградовой — пример отношения художников «Бубнового валета» к портретному жанру. Художник обратился к опыту народных мастеров, расписывавших подносы и делавших вывески, игрушки, лубок и другие формы наивного народного искусства.
Модель позирует на фоне избыточно узорчатых обоев и огромного филокактуса. Художник создает средствами станковой живописи образ «красавицы», который сложился в городском мещанском лубке начала ХХ века. В этом портрете Машков бросает вызов традициям русского психологического портрета, отражавшего духовную жизнь человека. Художник подчиняет модель своим живописным задачам, где автора одинаково занимают и его модель, и фон, на котором она располагается — не случайно второе название этой картины — «Женщина на фоне обоев».
Илья Машков. «Портрет В. П. Виноградовой», 1909, ГТГ.
4. «Дама с китаянкой» (Портрет Е. Киркальди), 1910, ГТГ
Портрет Евгении Ивановны Киркальди (известный также как «Дама с китаянкой») — одна из самых известных работ фовистского периода Машкова. Напряженность и насыщенность колорита, декоративность, фон-декорация с восточными мотивами, игровое взаимодействие двух женщин — характерные черты картины. Евгения Киркальди была ученицей Машкова, занималась у него в студии.
Илья Машков. «Дама с китаяянкой» (Портрет Е. Киркальди), 1910, ГТГ.
5. «Портрет Е. Курлянда», 1909, ГТГ
Портреты, написанные Машковым в начале 1910-х годов, не скрывают «оглядки» на Сезанна, Ван Гога и Матисса, трактуя модель человека как натюрморт, только несколько более сложный. Художник обобщает и упрощает человеческое лицо и фигуру так же, как упрощают яблоко, тыкву, кувшин, располагая их на фоне живописной драпировки.
В «Портрете Курлянда» лицо написано довольно вызывающе — крупными, яркими пятнами почти не смешанной краски — оранжевой, зеленой, фиолетовой. Машков в это время следует фовистам, в первую очередь Матиссу, и подчиняет модель своим живописным задачам. Впрочем, портрет этот вполне информативен — перед нами щегольски одетый человек в светлом костюме, сидящий в непринужденной позе. В его взгляде на зрителя, чувствуется уверенность, а то, что этот человек заказывает портрет Машкову, свидетельствует о его приверженности новейшим достижениям живописи: Ефрем Курлянд был коллекционером, собирателем произведений художников «Бубнового валета».
Илья Машков. «Портрет Е. Курлянда», 1909, ГТГ.
6. «Женевское озеро. Глион», 1914, ГТГ
Летом 1914 года, путешествуя по Европе, Илья Машков задержался в Швейцарии. В пейзажах того времени ясно виден интерес к живописной традиции Сезанна. Художника привлекли в пейзаже не состояние природы или игра солнечных пятен, мотив взят точно с натуры, четко определены пространственные планы, они выстроены рисунком и цветом.
Илья Машков. Женевское озеро. Глион. 1914, ГТГ
7. «Натюрморт с фарфоровыми статуэтками», 1922, ГТГ
На рубеже 1910–1920-х годов Машков перешел от примитивистской трактовки форм к ориентации на «искусство музеев», старых европейских мастеров. Это сказалось и в выборе тем для натюрмортов.
На столике возле ампирного пьедестала из карельской березы, на фоне любимого «бубновыми валетами» расписного подноса расположены «действующие лица»: две фарфоровые статуэтки в костюмах XVIII века. Перед ними разложены яркие фрукты — художник обыгрывает разные фактуры и краски и выкладывает наа первы план првокационный пупырчатый огурец, играющий на контрасте с привычными атрибутами натюрморта.
Илья Машков. «Натюрморт с фарфоровыми статуэтками». 1922, ГТГ
8-9. «Снедь московская», 1924, ГТГ
В 1924 году И. Машков написал два больших парных натюрморта — «Снедь московская. Мясо, дичь» и «Снедь московская. Хлебы», ставших классикой советской живописи. Обе работы экспонировались на VII выставке АХPР «Революция, быт, труд» в 1925 году. Художник рассказывал, что в этих произведениях он хотел доказать — советское искусство понятно каждому человеку.
Илья Машков. «Снедь московская: хлебы», 1924, ГТГ.
В отличие от ранних натюрмортов, в которых сказывалось увлечение «примитивом» и творчеством Поля Сезанна, в работах 1920-х годов источником вдохновения послужили творения фламандского живописца Франса Снейдерса, поэтому оба натюрморта выглядят как гимн жизни во всей ее полноте (хотя в реальности молодое советское государство боролось с голодом). Сочная дичь, фазаны и перепела, сдобные булки, покрытые глазурью, кренделя и буханки стали для художника символом радости бытия.
Илья Машков. «Снедь московская: Мясо, дичь», 1924, ГТГ.
10. Клубника с белым кувшином. 1943, ГТГ
В последние годы жизни Илья Машков почти все время проводил на даче в подмосковном Абрамцево. В основном создавал реалистичные натюрморты, среди них — «Клубника с белым кувшином», рассказывающая о лете и плодородии.
Илья Машков. «Клубника с белым кувшином», 1943, ГТГ.
Когда: 17 июня — 26 октября 2025 года
Где: Москва, Третьяковская галерея, Кадашевская набережная, 12
Илья Машков. «Натюрморт с гранатом, виноградом и тюбетейкой», 1909, ГТГ.