Здание Музея искусства Санкт-Петербурга XX\XXI веков
Выставкой «Фрагменты эпох» открываются адаптированные под музейное пространство парадные залы бывшего особняка купца Ивана Алафузова. Теперь здесь открывается экспозиция Музея искусства Санкт-Петербурга XX\XXI веков (МИСП). На выставке собраны знаковые произведения из коллекции Музея: в нее вошло более ста произведений живописи и скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства.
1. Игорь Петров. «Белая ночь. Львиный мост». 2014
Выставку «Фрагменты эпох» открывает картина 2014 года известного петербургского художника Игоря Петрова. В своих произведениях он передает образы северной столицы, раскрывая настроение и характер уголков города. Так, в работе «Белая ночь. Львиный мост» художник обращается к знаменитому Львиному мостику, расположенному над каналом Грибоедова. В работе видно влияние импрессионизма и традиций символизма мирискусников.
Скульптуры предстают в необычном ракурсе — художник показывает их со спины, выбирая низкую перспективу, благодаря чему фигуры устремляются вверх. Мощные львы становятся защитниками тихих городских улиц, создающими ощущение величественности белой ночи.
Игорь Петров. «Белая ночь. Львиный мост». 2014. Холст, масло
2. Виктор Данилов. «Старая Европа».
Один из залов экспозиции организован по принципу инсталляции и воссоздает мастерскую одного из художников озерковско-шуваловской группы — Виктора Данилова (1946–2010). Он был наделен талантом превращать самые простые, незаурядные вещи в необычные, яркие художественные образы, наделенные долей иронии. В центре зала стоит его «Старая Европа» 1992 года — деревянная скульптура, дополненная металлической инкрустацией.
Элемент реди-мейда — довольно частый прием, к которому прибегает художник. В данном случае Данилов использует деревянный стул, дав ветхому предмету вторую жизнь. Восседающая на троне Королева «собирает» вокруг другие скульптурные и живописные работы по тому же принципу, по которому они жили в мастерской художника.
Виктор Данилов. «Старая Европа». 1992. Дерево, металл, роспись, резьба.
3. Леонид Ткаченко. «Концерт для двух пианистов». 1992
В собрании музея много работ представителей «левого» крыла Ленинградского Союза художников, мастеров неофициального искусства. В экспозиции «Фрагменты эпох» демонстрируется картина Леонида Ткаченко (1927–2020) из легендарной группы «Одиннадцать».
Музыка была главной темой исследований художника. Убежденный последователь и продолжатель наследия Василия Кандинского Ткаченко утверждал, что именно цвет освобождает душу от ограничений материального бытия и выражает музыкальное звучание на плоскости полотна. «Концерт для двух пианистов» 1992 года — одна из работ большой концертной серии художника.
Музыканты играют на фортепиано, создавая иллюзию движения, полета сквозь пространство. Динамичная композиция наполнена контрастными цветами, линиями и пятнами различной формы, словно транслируя музыкальные мотивы, вдохновлявшие Ткаченко: от прелюдий и фуг Иоганна Себастьяна Баха до симфоний Людвига ван Бетховена и концертов Сергея Рахманинова. Диагональная структура композиции отражает этапы возникновения музыкальной идеи, ее рост, взрыв эмоций, повторяющиеся ритмы и постепенное завершение произведения.
Леонид Ткаченко. «Концерт двух пианистов». 1992. Холст, масло.
4. Рашид Доминов. «Ступени». 1996
Необычный мир открывается на картине петербургского художника Рашида Доминова (род. 1946) «Ступени» 1996 года. Он создал собственный стиль, объединив выразительные средства сценического искусства и пластику раннего итальянского Возрождения. Каждая композиция воспринимается художником как продуманная мизансцена.
На картине «Ступени» зритель видит юношу с золотистыми волосами, будто сошедшего с работ Фра Беато Анджелико или Паоло Уччелло. Торжественным шагом восходит он по загадочным ступеням, возникающим из ниоткуда и ведущими в неизвестность. Окружают его пейзаж с зелеными тосканским холмами.
Картина статична, кажется, что даже время замерло на ее поверхности. Изображение лестницы выполнено таким образом, что возникает иллюзия ее движения. Центральную роль в визуальной концепции Доминова играет линия, определяющая ритм, замедляющий восприятие времени. Отрешенность и сосредоточенность картины, ясная графика, пастельные оттенки и едва заметные, прозрачные тени создают сказочную реальность, так непохожую на повседневность.
Рашид Доминов. «Ступени». 1996.
5. Лева Бейбутян. «Плодоносящая». 1997
У скульптора Левы Бейбутяна (род. 1954) выделяются две ключевые темы: Армения и семья. Они отражены и в композиции «Плодоносящая» 1997 года, которая раскрывает силу семейного рода и красоту материнства. Образ женщины с ребенком — это любовь, забота, доверие, защита, внутренняя сила, спокойствие и уверенность в жизни.
В более широком аспекте работа символизирует любовь и почтение не просто к женщине, а к самой Армении, родоначальнице нации. Очарование произведений Бейбутяна — в естественной передаче позитивных эмоций и атмосферы умиротворенности.
Лева Бейбутян. «Плодоносящая». Мрамор
6. Мария Кулагина. Ловец. 2019–2022
Музей выходит за географические рамки Петербурга и выставляет произведения современных мастеров из других регионов. Как, например, работы московской художницы Марии Кулагиной (род. 1961). Ее скульптурно-живописная инсталляция занимает одно из центральных мест экспозиции «Фрагменты эпох».
Колонна «Ловец» — это философское размышление о жизненном пути человека, о смысле бытия, о соотношении конечного и бесконечного. В нижнем ярусе колонны, в начале жизни, человек полон вдохновения, он предвкушает радости судьбы. Однако постепенно, поднимаясь все выше, его обременяют прожитые годы. Груз становится все тяжелее: «Каждый несет свою рыбу» — говорит Мария Кулагина.
Рыба в творчестве художницы символизирует работу, труд человека. Если обратиться к названию работы: «Ловец» — тот, кто побуждает каждого пройти весь путь от начала и до конца, со всеми радостями и горестями, падениями и свершениями. У Кулагиной символичен и сам материал: картон, несмотря на свою эфемерность, противопоставлен монументальному замыслу автора и отражает идею мимолетности бытия и цикличности человеческой жизни.
Мария Кулагина. «Ловец». 2019-2022. Оргалит, дерево, картон, гипс, монтажная пена, проволка, масло.
7. Владимир Загоров. Маленький музыкант. 2002
Картина петербургского живописца Владимира Загорова (род. 1951) — пример смешения стилей и направлений в искусстве Петербурга постперестроечной эпохи. Автор нарушает привычные правила композиции, взвешенности цветового пятна. Главный герой картины — мальчик, играющий на гармошке. Он смещен к правому краю полотна, а центром композиции становится крупный цветок в горшке.
Гармония цветов построена на сочетании контрастных оттенков зеленого, красного, оранжевого и желтого. Чистый цвет выступает ключевым элементом художественного замысла. Через цветовые пятна, цветные полосы, поток лучей Владимир Загоров выражает не сиюминутный фрагмент реальности, а ощущение длительности жизни.
Когда: 10 сентября 2025 — 11 января 2026 года
Где: Санкт-Петербург, МИСП, набережная канала Грибоедова, 101.
Владимир Загоров. «Маленький музыкант». 2002. Холст, масло.